Литиевые батареи (литий-ионные аккумуляторы, Li-ion и Li-Polymer) считаются опасным грузом (9 класс опасности категории «прочие опасные грузы» согласно правилам ООН UN3480, UN 3481, UN3090, UN3091).
Если это такое опасное изделие, тогда почему его перевозят обычные транспортные компании, курьеры и доставщики?
Перевозка литий-ионных аккумуляторов разрешена при соблюдении правил
Соблюдение правил исключает вероятность:
- • контакта элементов между собой;
- • контакта с иными токопроводящими материалами;
- • перемещения/смещения внутри упаковки во время транспортировки.
Это основные требования безопасности перевозки литий-ионных аккумуляторов. Но есть ещё и дополнительные при различных условиях (внутри оборудования, объёмы партий и так далее). Полный свод указан в правилах UN3480 и UN3090.
8 стандартов безопасности Li-ion, благодаря которым «бомба» в кармане ещё не убила вас.
Литиевые батареи должны соответствовать этим требованиям. Если весь свод выполнен (упаковка, маркировка, испытания, разрешения), то такие аккумуляторы предлагаются для транспортировки по воздуху, автомобильной и железной дорогам, либо по воде.
Что плохого может случиться, если немного нарушить правила?
Литиевые батареи представляют опасность с химическими реакциями и электрическим током. Даже небольшое отклонение от какого-нибудь одного правила приводит к повышению рисков уничтожения имущества или даже угрозы жизни людей.
Аккумуляторы Li-ion представляют опасность:
- • химический ожог из-за утечек электролита;
- • удушье из-за утечек скопившегося газа;
- • пожар из-за короткого замыкания и теплового разгона;
- • поражение электрическим током.
Батареи Li-ion могут быть опасны при транспортировке, если:
- • не упакованы (просто сложены в открытом виде или плохо упакованы с нарушениями);
- • неправильно хранились/хранятся (например, на солнцепёке или у радиатора отопления);
- • перезаряжены (например, заряжены не до 40-50% перед транспортировкой, а до 4,2-4,4В на ячейку);
- • имеются дефектные ячейки (очевидный брак).
Литий-ионный аккумулятор подвержен тепловому разгону, цепной реакции и резкому высвобождению накопленной энергии.
Большинство производимых сегодня литиевых батарей содержат горючий электролит и имеют высокую плотность энергии. Перегрев и воспламенение происходят в редких определенных обстоятельствах. Однако в случае возгорания их трудно (а точнее даже невозможно) потушить.
Список тех, кто отвечает за безопасность перевозки литий-ионных аккумуляторов
1. Грузоотправитель (складское предприятие, интернет-магазин или даже просто физическое лицо) — независимо от того, отправляете ли вы одну батарею, комплект батарей на поддоне или устройство с батарейным питанием, безопасность вашей посылки и людей, которые с ней работают, зависит от соблюдения правил перевозки.
2. Производитель (тот, который непосредственно производит аккумулятор Li-ion) — по соображениям безопасности литиевые батареи должны подвергаться серии испытаний конструкции (подробнее, что именно тестируют).
3. Пассажиры (простые граждане, путешествующие, например, авиатранспортом) — если вы планируете поездку, то можно взять с собой портативный компьютер, мобильный телефон, фотоаппарат или другие устройства с питанием от литий-ионного аккумулятора, которые относительно безопасны (минимальный риск), когда содержатся внутри гаджетов; в том числе можно брать с собой и запасные батареи при условии их упаковки в ручную кладь, если приняты меры по защите от короткого замыкания (изолента на контактах, например).
11 инцидентов в 2021-м со взрывом Li-ion прямо в самолёте.
***
Действительно литий-ионные аккумуляторы (Li-ion и Li-Polymer) потенциально опасны. Но если соблюдать правила эксплуатации, хранения и перевозки, то все существующие и известные науке риски будут минимальны настолько, что запрещать их нецелесообразно в отношении к той пользе, которую они приносят человеку.
Несколько примеров с внутренними правилами перевозки Li-ion:
- • перевозчик United Parcel Service, UPS (PDF на русском языке);
- • перевозчик DHL в России (свод правил на русском языке);
- • авиакомпания Аэрофлот (свод правил для Li-ion).