Позисторный нагреватель тяговой батареи в электромобиле не может быть просто дополнительной опцией, например, в «зимнем пакете». Конструкция с обогревом позволяет правильно заряжать аккумулятор в морозы. Но зачем его вообще устанавливать в странах, где не бывает зимы?
Узнайте, как устроена система подогрева аккумулятора электромобиля.
Предлагаем научное понимание, зачем во всех странах оснащать электротранспорт дополнительными мерами повышения температуры в тяговой батарее.
Всегда есть риск температуры «ниже нуля»
В электромобилях устанавливается комплексная система подогрева батареи. Она включает в себя помимо классического контура системы охлаждения (и, соответственно, нагрева) ещё электрический нагреватель PTC-типа. В зависимости от инженерной мысли автоконцерна, тепловые трубки проходят между модулями с ячейками или даже между самими ячейками.
Инженеры принимают к вниманию тот факт, что в большинстве стран мира хотя бы иногда наблюдаются отрицательные температуры воздуха. Автопроизводители закладывают в проектирование любые риски в эксплуатации в отношении литий-ионных аккумуляторов. Они, как известно, весьма небезопасны. Не зря, например, их запрещено перевозить авиатранспортом.
Возьмём для примера Испанию. Средиземноморская страна считается одним из самых жарких мест Европы. Там вообще не используется центральное отопление [источник].
В среднем температура от региона к региону Испании колеблется между +10°C зимой и +40°C в тени летом [исследование]. Казалось бы, автоконцернам можно расслабиться, сэкономить на обогреве и продавать в жаркой Испании электромобили более выгодно, чем в холодной Норвегии? Лишняя переплата денег!
Но вот внезапно в 2021-м году в Испании был зафиксирован рекордный мороз -35,8°C [источник]. Что плохого может случиться, если попытаться зарядить электромобиль «морозным испанским утром»?
Зарядка аккумулятора электромобиля в мороз без обогрева
Как только аккумулятор электромобиля охладится до отрицательной температуры (то есть сам замёрзнет ниже 0°C), то зарядка не получится. Это, кстати говоря, указывается и производителями — они прописывают подробные инструкции на такой случай.
Разряжать (эксплуатировать) переохлаждённый Li-Ion-аккумулятор электромобиля можно, но заряжать нельзя.
Производители именно на этот случай и предусмотрели обогрев тягового аккумулятора, чтобы даже в сильный мороз вы смогли зарядить электромобиль и поехать по своим делам. Главное, чтобы его внутренняя температура была выше 0°C к моменту начала зарядки.
То есть на улице глубокий минус (хоть -40°C), но машина прогрета, электролит внутри ячеек теплее 0°C. В этом случае всё получится на электрозаправке.
Что плохого случится, если попытаться зарядить замёрзший аккумулятор электромобиля?
Благодаря изученным свойствам и особенностям технологии Li-Ion мы можем хорошо представлять, какие последствия произойдут при попытке зарядить тяговый литиевый аккумулятор электромобиля без системы подогрева. Предположим, что его температура ниже 0°C.
Зарядка аккумулятора электромобиля при правильном подходе должна выполняться при температуре выше +10°C. Зарядка электромобиля в мороз — вынужденная мера, на которую идут автопроизводители из-за ограничений литий-ионной технологии. И чтобы свести все риски и негативные последствия к минимуму, тяговые батареи оснащаются обогревателями.
Вы можете возразить, что в смартфонах нет никаких обогревателей, и они нормально заряжаются — и будете правы.
Проектировщики смартфонов обходятся без функций подогрева. Это дорого в отношении стоимости всего продукта и занимает слишком много места внутри и без того тесного корпуса. Да и бессмысленно подогревать смартфон — в обычной ситуации пользователь будет заряжать мобильное устройство в помещении, но никак не на улице в мороз.
Заголовок не отображает сути текста
Здравствуйте. Заголовок: Система обогрева аккумулятора электромобиля: так ли нужна? Далее в статье объясняется, что будет, если аккумулятор не оснастить системой обогрева и какие последствия конкретно его настигнут. В статье развёрнуто указан ответ на вопрос заголовка. Напишите, пожалуйста, на какой Ваш вопрос мы не смогли ответить.