Выбор города
Изменить
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Астрахань
Анадырь
Абакан
Барнаул
Благовещенск
Белгород
Брянск
Биробиджан
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Владикавказ
Владивосток
Великий Новгород
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Ижевск
Иваново
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Кызыл
Краснодар
Красноярск
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Курган
Курск
Липецк
Майкоп
Махачкала
Магас
Магадан
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Нарьян-Мар
Набережные челны
Омск
Оренбург
Орёл
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Пенза
Псков
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Сыктывкар
Симферополь
Саранск
Ставрополь
Самара
Саратов
Смоленск
Салехард
Сочи
Сургут
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Тольятти
Уфа
Улан-Удэ
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Черкесск
Чебоксары
Чита
Челябинск
Элиста
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Жодино
Кобрин
Лида
Минск
Могилев
Мозырь
Новополоцк
Орша
Пинск
Солигорск
Актау
Алматы
Атырау (Гурьев)
Байконур
Жанаозен
Караганда
Кокшетау
Костанай
Кызылорда
Нур-Султан
Павлодар
Петропавловск
Семей (Семипалатинск)
Талдыкорган
Тараз
Уральск
Усть-Каменогорск
Шымкент
Гарантия 12 месяцев Обмен и возврат без проблем Войти
Корзина 0 0 р

Ваша корзина

Нет товаров

Всего 0 р

Оформить заказ

Товар успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки
Продолжить покупки

Система обогрева аккумулятора электромобиля: так ли нужна?

Как ведёт себя электромобиль в мороз, как заряжать правильно, зачем нужен обогрев

Позисторный нагреватель тяговой батареи в электромобиле не может быть просто дополнительной опцией, например, в «зимнем пакете». Конструкция с обогревом позволяет правильно заряжать аккумулятор в морозы. Но зачем его вообще устанавливать в странах, где не бывает зимы?


Узнайте, как устроена система подогрева аккумулятора электромобиля.


Предлагаем научное понимание, зачем во всех странах оснащать электротранспорт дополнительными мерами повышения температуры в тяговой батарее.


Как ведёт себя электромобиль в мороз, как заряжать правильно, зачем нужен обогрев
Варианты систем обогрева в электромобиле.

Всегда есть риск температуры «ниже нуля»

В электромобилях устанавливается комплексная система подогрева батареи. Она включает в себя помимо классического контура системы охлаждения (и, соответственно, нагрева) ещё электрический нагреватель PTC-типа. В зависимости от инженерной мысли автоконцерна, тепловые трубки проходят между модулями с ячейками или даже между самими ячейками.


Инженеры принимают к вниманию тот факт, что в большинстве стран мира хотя бы иногда наблюдаются отрицательные температуры воздуха. Автопроизводители закладывают в проектирование любые риски в эксплуатации в отношении литий-ионных аккумуляторов. Они, как известно, весьма небезопасны. Не зря, например, их запрещено перевозить авиатранспортом.


Возьмём для примера Испанию. Средиземноморская страна считается одним из самых жарких мест Европы. Там вообще не используется центральное отопление [источник].


В среднем температура от региона к региону Испании колеблется между +10°C зимой и +40°C в тени летом [исследование]. Казалось бы, автоконцернам можно расслабиться, сэкономить на обогреве и продавать в жаркой Испании электромобили более выгодно, чем в холодной Норвегии? Лишняя переплата денег!


Но вот внезапно в 2021-м году в Испании был зафиксирован рекордный мороз -35,8°C [источник]. Что плохого может случиться, если попытаться зарядить электромобиль «морозным испанским утром»?


Как ведёт себя электромобиль в мороз, как заряжать правильно, зачем нужен обогрев
Аккумулятор может замерзать неравномерно, что приводит к кристаллизации воды внутри электролита и повышает риск короткого замыкания.

Зарядка аккумулятора электромобиля в мороз без обогрева

Как только аккумулятор электромобиля охладится до отрицательной температуры (то есть сам замёрзнет ниже 0°C), то зарядка не получится. Это, кстати говоря, указывается и производителями — они прописывают подробные инструкции на такой случай.


Разряжать (эксплуатировать) переохлаждённый Li-Ion-аккумулятор электромобиля можно, но заряжать нельзя.


Производители именно на этот случай и предусмотрели обогрев тягового аккумулятора, чтобы даже в сильный мороз вы смогли зарядить электромобиль и поехать по своим делам. Главное, чтобы его внутренняя температура была выше 0°C к моменту начала зарядки.

То есть на улице глубокий минус (хоть -40°C), но машина прогрета, электролит внутри ячеек теплее 0°C. В этом случае всё получится на электрозаправке.


Как ведёт себя электромобиль в мороз, как заряжать правильно, зачем нужен обогрев

Что плохого случится, если попытаться зарядить замёрзший аккумулятор электромобиля?

Благодаря изученным свойствам и особенностям технологии Li-Ion мы можем хорошо представлять, какие последствия произойдут при попытке зарядить тяговый литиевый аккумулятор электромобиля без системы подогрева. Предположим, что его температура ниже 0°C.


1. Растёт внутреннее сопротивление

Батарея будет берёт всё меньше заряда из-за возрастания внутреннего сопротивления.


2. Чем ниже температура, тем выше сопротивление

Аккумулятору всё сложнее брать заряд с дальнейшим охлаждением (зарядное устройство снизит ток заряда в 64 раза при температуре аккумулятора -40°C).


3. Замерзающая ячейка стремится к разрядке

Из физики процесса сопротивление перезарядки становится доминирующим, зарядить ячейку становится всё сложнее вплоть до полного отказа заряжаться.


4. Возрастает риск короткого замыкания

В сильный мороз соли лития в органическом растворителе образуют густую смесь, в которой могут кристаллизоваться частицы воды и повредить сепаратор, что «коротнёт» самую слабую ячейку и выведет из строя (то есть отключит) целый балансный блок [про защиту].


5. Повышается износ, уменьшается дальность пробега

Даже если короткого замыкания не произойдёт, то возникает масса рисков быстрого износа дорогостоящей батареи:

  • - перезаряд при нагреве в дальнейшем;
  • - образования ион-проводящего слоя на электродах с быстрой деградацией характеристик ячейки [подробнее];
  • - снижается безопасность дальнейшего использования;
  • - уменьшается дальность пробега на одной зарядке.

Зарядка аккумулятора электромобиля при правильном подходе должна выполняться при температуре выше +10°C. Зарядка электромобиля в мороз — вынужденная мера, на которую идут автопроизводители из-за ограничений литий-ионной технологии. И чтобы свести все риски и негативные последствия к минимуму, тяговые батареи оснащаются обогревателями.


Вы можете возразить, что в смартфонах нет никаких обогревателей, и они нормально заряжаются — и будете правы.


Проектировщики смартфонов обходятся без функций подогрева. Это дорого в отношении стоимости всего продукта и занимает слишком много места внутри и без того тесного корпуса. Да и бессмысленно подогревать смартфон — в обычной ситуации пользователь будет заряжать мобильное устройство в помещении, но никак не на улице в мороз.


Логотип компании «Неовольт»

Поделитесь своим опытом зарядки и эксплуатации Nissan Leaf, JAC iEV7s, Tesla или других подобных представителей электротранспорта в России в комментарии ниже или отправьте сообщение нам ВКонтакте @NeovoltRu.


Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.



2 Comments

  • Avatar
    Литератор

    Заголовок не отображает сути текста

    • Avatar
      Алексей Neovolt.ru

      Здравствуйте. Заголовок: Система обогрева аккумулятора электромобиля: так ли нужна? Далее в статье объясняется, что будет, если аккумулятор не оснастить системой обогрева и какие последствия конкретно его настигнут. В статье развёрнуто указан ответ на вопрос заголовка. Напишите, пожалуйста, на какой Ваш вопрос мы не смогли ответить.

Оставить комментарий

Комментарий: *
Имя: *
E-mail: * (Не публикуется)
Вебсайт: (url сайта сhttps://)
Обязательные поля помечены *