Выбор города
Изменить
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Астрахань
Анадырь
Абакан
Барнаул
Благовещенск
Белгород
Брянск
Биробиджан
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Владикавказ
Владивосток
Великий Новгород
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Ижевск
Иваново
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Кызыл
Краснодар
Красноярск
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Курган
Курск
Липецк
Майкоп
Махачкала
Магас
Магадан
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Нарьян-Мар
Набережные челны
Омск
Оренбург
Орёл
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Пенза
Псков
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Сыктывкар
Симферополь
Саранск
Ставрополь
Самара
Саратов
Смоленск
Салехард
Сочи
Сургут
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Тольятти
Уфа
Улан-Удэ
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Черкесск
Чебоксары
Чита
Челябинск
Элиста
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Жодино
Кобрин
Лида
Минск
Могилев
Мозырь
Новополоцк
Орша
Пинск
Солигорск
Актау
Алматы
Атырау (Гурьев)
Байконур
Жанаозен
Караганда
Кокшетау
Костанай
Кызылорда
Нур-Султан
Павлодар
Петропавловск
Семей (Семипалатинск)
Талдыкорган
Тараз
Уральск
Усть-Каменогорск
Шымкент
Гарантия 12 месяцев Обмен и возврат без проблем Войти
Корзина 0 0 р

Ваша корзина

Нет товаров

Всего 0 р

Оформить заказ

Товар успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки
Продолжить покупки

Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?

Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?
В оформлении логотипа использовались фотографии Tesla Model S блогера из Финляндии на drive2.com.

Литий-ионная технология позволяет аккумуляторам работать в температурном диапазоне от -20°C до +60°C. Но их электрохимические свойства всё равно подвержены климатическому воздействию.


Так, например, тяговые характеристики и дальность пробега электромобиля зимой в морозы заметно ухудшаются. В России, Канаде, Исландии, Финляндии, Норвегии и в других холодных странах проблема может быть решена при помощи «зимнего пакета».


Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?

Какой должна быть оптимальная температура эксплуатации электромобиля?

По исследованным данным Battery University и практическим замерам EVcreate для увеличения срока службы и максимальной эффективности литий-ионного аккумулятора лучше всего подходят следующие температурные режимы (указана именно температура самой батареи, а не окружающей среды).


Опытные показатели наилучшей температуры эксплуатации литий-ионного аккумулятора электромобиля

  • • стоянка — +10°С;
  • • вождение — +40°C (КПД батареи на максимуме, допустимый высший порог, далее работа на износ);
  • • вождение — +25°C (КПД батареи около 95%, оптимальный режим);
  • • вождение — +10°C (КПД батареи около 90%, допустимый нижний порог, далее снижение тяговых свойств);
  • • зарядка — +25°C.

Температура стоянки

Стоянка электромобиля при температуре воздуха и самой батареи ниже +10°C безопасна при условии, что она заряжена или заряжается регулярно. Чем холоднее зима, тем чаще предстоит делать подзарядку.


Температура при вождении

Вождение допускается и при более экстремальных температурах батареи. Производители должны обеспокоиться охлаждением при пограничных к +60°C показаниях на контроллере и нагревом при -20°C или ниже (далее будут подробности). Например, в Сибири в летние месяцы Nissan Leaf 2015-го года в среднем проходит около 150 км на одном заряде. Но зимой пробег уже сокращается до 60 км.


Зарядка должна выполняться только при положительной температуре литий-ионной батареи (выше 0°C). Другими словами зимой требуется (хотя и не все производители это указывают) подогрев (далее подробности).


Для некоторых моделей в инструкции прямо указано, что зарядка при отрицательных температурах не рекомендуется. Это значит, что попытки зарядить электромобиль в морозы в России могут значительно сократить срок службы литий-ионной батареи. Кроме того, замороженная батарея намного дольше заряжается.


Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?

Особенности эксплуатации электромобиля в России зимой в морозы

Следить за температурой батареи. Исходя из вышесказанного вы уже наверняка поняли, что серьёзные нарушения температурного режима быстро приведут к неисправностям из-за ограничений литий-ионной технологии. Правильно заряжать, использовать и ставить на стоянку электромобиль помогут подогреватели, бортовые системы и программное обеспечение, как на смартфонах.


Следить за состоянием аккумулятора. К зиме нужно готовиться тщательнее — проверять целостность защиты дна, чтобы не попадал в батарейный блок снег и реагенты, проверять на окисления контактную (соединительную) группу. Например, предстоит заменять кабели, резинки и уплотнители из летнего комплекта модели, привезённой из жаркой Калифорнии на более устойчивые к сильным морозам. Тоже самое касается и смазочных материалов.


Следить за уровнем заряда батареи. Электромобиль зимой в России разряжается быстрее, чем летом. Как мы уже сказали выше, пробеги на одном заряде замороженного аккумулятора сильно сокращаются — примерно на 40% при морозах -20°C и ниже.


Использовать крытые стоянки и гаражи. Лучше всего электромобиль зимой отгонять на стоянку в тёплые помещения. Даже если у вас неотапливаемый гараж, в нём всё равно температура будет выше, чем на улице. Кроме того, зарядка при температуре окружающей среды -20°C изнашивает литий-ионную батарею намного больше, чем при -5°C в неотапливаемом гараже.


Ездить без музыки и электроподогрева. Психологически будет сложнее включать мощную акустику с сабвуфером и обогрев сидений, если без них пробег растёт на дополнительные 30-50 км. Заряд и без того становится ценным ресурсом для любого владельца/водителя электромобиля, но зимой вы будете испытывать пугающий дефицит энергии.


Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?

Что делают производители для эксплуатации электромобилей в России, Канаде и других холодных странах?

Самая продуманная система «зимнего пакета», как нам удалось проверить, сейчас применяется в электромобилях Tesla. Зимняя эксплуатация учитывается во всём модельном ряду автоконцерна по умолчанию (если вы считаете, что мы неправы и что-то не учли, напишите в комментарии).


«Зимний пакет» в Tesla

В Tesla с негативным воздействием морозов на литий-ионный аккумулятор борется программное обеспечение и контур охлаждения/обогрева. Программная функция представлена под названием «Climate» и по умолчанию выключена (её нужно включить при наступлении холодов).


«Зимний пакет» Tesla

  • • Автоматический подогрев аккумулятора во время стоянки (примерно -50 км пробега в день по опыту российского владельца);
  • • индикация замёрзшего аккумулятора (иконка в виде снежинки) с ограничениями в работе (в том числе рекуперации) и зарядке до тех пор пока не прогреется;
  • • при выборе в пункте назначения зарядки Supercharger включается автоматический подогрев для температурной подготовки батареи к быстрой зарядке;
  • • при стоянке с подключённым зарядным устройством аккумулятор не заряжается, но подогревается от электросети, а не собственной энергией;
  • • стеклоочистители можно перевести в сервисный режим (Элементы управления → Сервис → Сервисный режим стеклоочистителей), чтобы они не закидывались снегом;
  • • автоматическое складывание зеркал можно отключить во избежание поломки из-за обледенения (Элементы управления → Автомобиль → Автоскладывание зеркала / Элементы управления → Быстрое управление → Зеркала → Автоматическое складывание зеркала);
  • • функция размораживания автомобиля, порта зарядки и датчиков/автопилота (Климат → значок размораживания).

Несмотря на то, что тепло может исходить от комбинации электромотора и инвертора (трансмиссия нагревает аккумулятор по двум отдельным параллельным контурам с применением четырёх-ходового клапана), для батареи Tesla использует электрический нагреватель. Он потребляет энергию самой батареи. Представляет собой обволакивающий нагреватель мощностью около 5 кВт.


Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?

Встречаются два разных типа нагревателя в Tesla Model S:


1. В ранних моделях (2013 и 2014) применяется Philips и Temro Zerostart. Считается, что они ненадёжны и подвержены повреждению изоляции.


2. С 2015 года Tesla перешла на обогреватель производства LG. Его можно узнать по чёрной пластиковой задней крышке. Номера деталей Tesla, которые нам удалось отследить в разные годы выпуска:

  • • 1009508-00-E (2013) — Philips и Temro Zerostart;
  • • 1028689-00-B (2014) — Philips и Temro Zerostart;
  • • 1038901-00-E (2015) — LG;
  • • 1038901-00-F (2015) — LG;
  • • 1038901-00-G (2015, 2016, 2017) — LG;
  • • 1038901-00-H (2017) — LG;
  • • 1038901-00-I (2018) — больше не имеет логотипа LG, но выглядит тем же устройством;
  • • 1038901-00-J (2018, 2019) — наклейка Tesla, но нагреватель полная копия LG.

Год модели указывает, в каком году буква была впервые использована. Все обогреватели литий-ионного аккумулятора в Tesla имеют одинаковый форм-фактор.


Впереди устанавливается высоковольтная распределительная коробка (её код FHVJB, номер детали для поиска Tesla 1028843-00-B или 1028843-00-C). Она управляет нагревателем батареи. То есть может снизить мощность нагрева с помощью высоковольтного ШИМ-контроллера.


Нагреватель батареи имеет встроенный термистор типа NTC. Если измерить сопротивление при различных температурах и рассчитать значения, то получим 10 кОм с β равным 5500К.


Напишите в комментарии, в каких электромобилях применяется сегодня такой подход?


Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?

Что ещё предпринимают автоконцерны для эксплуатации электромобиля зимой в России?

Как сообщает издание Research Insight, производителям следует испытать эволюционный прогресс в трёх этапах на пути к беспроблемной эксплуатации электромобилей в морозы.


1. Внешний подогреватель. Как у Tesla или по типу Webasto. Используются тепловые трубки, через которые нагревается батарея электромобиля до 0°C до запуска двигателя (или хотя бы до эксплуатационных -20°C). Затем температура повышается до рабочих режимов. Сегодня метод уже применяется в производстве.


2. Антифриз в электролите. Для снижения вязкости электролита внутри литий-ионных ячеек батареи электромобиля предлагается добавлять антифриз. Сейчас решается проблема совместимости формулы антифриза с существующими электролитическими жидкостями, материалами катода, анода, сепаратора.


3. Твердотельные аккумуляторы. Лучший вариант для зимней эксплуатации электромобиля в морозы в России и других холодных странах. Но прогресс пока ещё не достиг коммерческого использования таких ячеек — они все ещё исследуются в лабораториях. Учёные прогнозируют, что первые опытные образцы человечество получит не ранее 2026-го года.


→ Отследить прогресс твердотельных аккумуляторов вы можете в нашем спецразделе.


Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?

***

Ничего опасного или ужасного в электромобиле зимой в морозы нет. В России, Канаде, Исландии, Финляндии, Норвегии и других холодных странах нет никаких серьёзных проблем в эксплуатации любого транспортного средства с электродвигателем и литий-ионным аккумулятором.


Нужно лишь придерживаться некоторых правил и учитывать ограничения литий-ионной технологии, что толком не совершенствовалась уже больше 30 лет.


Например, во всех электромобилях Tesla зимой в России вы можете включить режим «Климат» с подогревом батареи, там же есть функции разморозки и так далее. В других моделях может не хватать такого подготовленного «зимнего пакета», но даже при самом наплевательском отношении автовладельца последует просто ускоренный износ батареи и более быстрая потеря заряда.


Логотип компании «Неовольт»

Мы не ставим себе цель прорекламировать электромобили, но также как и вы интересуемся прогрессом отрасли EV, поскольку являемся производителем и поставщиком литиевых аккумуляторов. Вопросы и замечания разместите в комментарии или отправьте сообщение нам ВКонтакте @NeovoltRu.


Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.



2 Comments

  • Avatar
    Слава

    Так есть подогрев в электромобилях кроме Теслы или нет? В каких есть?

    • Avatar
      Алексей Neovolt.ru

      Здравствуйте. Подогрев батареи, установленный производителем, есть в таких моделях электромобилей, как Audi e-tron, Hyundai Kona Electric, Kia Soul EV, Nissan Leaf (у его японской версии, которая часто встречается в нашей стране, нет подогрева батареи, а температура отключения аккумуляторов -19°C на теле батареи), Porsche Taycan, Volkswagen ID.3 и ID.4.Производители зачастую используют поприетарные системы контроля зарядом аккумулятора и не раскрывают многие детали в целях защиты от промышленного шпионажа и для конкурентного преимущества. У всех они работают по-разному, по-разному устроена «отсечка» защиты по переразряду (у кобальтовых Тесла 2,5В, что даёт в мороз дольше работать электрохимической системе при переохлаждении и просадке напряжения, чем у Nissan Leaf с «отсечкой» на 3В).Поэтому на Ваши вопросы сложно дать честный ответ. Но из опыта по наиболее известным и популярным электромобилям есть некоторые нюансы, о которых следует помнить. Например, у Tesla переиспользование тепла тоже есть не во всех моделях и версиях по годам. Теплоконтур обычно устроен на батарее + двигатель. Из отзывов, например, в Model 3 Performance 2019 в мороз -20°C за ночь тратится 3-7% заряда на поддержание температуры батареи. Интересно, что при установке в навигаторе маршрута до зарядки Supercharge машина начинает подготавливать батарею за несколько минут до подъезда, разогревая её, чтобы она сразу заряжалась быстро, но при выборе в навигаторе обычной зарядки эта функция уже не работает.

Оставить комментарий

Комментарий: *
Имя: *
E-mail: * (Не публикуется)
Вебсайт: (url сайта сhttps://)
Обязательные поля помечены *