Выбор города
Изменить
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Астрахань
Анадырь
Абакан
Барнаул
Благовещенск
Белгород
Брянск
Биробиджан
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Владикавказ
Владивосток
Великий Новгород
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Ижевск
Иваново
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Кызыл
Краснодар
Красноярск
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Курган
Курск
Липецк
Майкоп
Махачкала
Магас
Магадан
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Нарьян-Мар
Набережные челны
Омск
Оренбург
Орёл
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Пенза
Псков
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Сыктывкар
Симферополь
Саранск
Ставрополь
Самара
Саратов
Смоленск
Салехард
Сочи
Сургут
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Тольятти
Уфа
Улан-Удэ
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Черкесск
Чебоксары
Чита
Челябинск
Элиста
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Жодино
Кобрин
Лида
Минск
Могилев
Мозырь
Новополоцк
Орша
Пинск
Солигорск
Актау
Алматы
Атырау (Гурьев)
Байконур
Жанаозен
Караганда
Кокшетау
Костанай
Кызылорда
Нур-Султан
Павлодар
Петропавловск
Семей (Семипалатинск)
Талдыкорган
Тараз
Уральск
Усть-Каменогорск
Шымкент
Гарантия 12 месяцев Обмен и возврат без проблем Войти
Корзина 0 0 р

Ваша корзина

Нет товаров

Всего 0 р

Оформить заказ

Товар успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки
Продолжить покупки

У необслуживаемой АКБ нет пробок и крышек, она запаяна. Как её тогда обслужить?

Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто

Штатно воду не долить. Плотность электролита не измерить. Умирает за три зимы...


Как заставить необслуживаемый аккумулятор проработать заложенные в него 5-7 лет (а иногда и 11 лет, как пишут в комментариях)?


Обновлено: уточнили текст на основе комментариев, добавили рубрику «вопрос-ответ».


«Обслуживать» необслуживаемую АКБ?

Необслуживаемый аккумулятор — это не тот, который не нуждается во внимании, а тот, который не требует доливки жидкости в электролит.


Процедура проверки электролита и доливки дистиллированной воды занимает время. Удобно избавиться от неё за счёт конструктивных улучшений.


Но такая кислотная батарея всё равно изнашивается, теряет ёмкость со временем. И для её продолжительной работы (более 3 лет) необходимо проводить:


  • • регулярную проверку напряжения (желательно под нагрузкой),
  • • полную зарядку,
  • • очистку от загрязнений и окислов.

Это поможет сэкономить на частой покупке новых батарей. Более того, при должном уходе вы обеспечите надёжное питание автомобиля.


Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто

Необслуживаемая АКБ

Такая необслуживаемая автомобильная аккумуляторная батарея (автомобильная АКБ) по задумке производителя не требует вмешательства в работу со стороны пользователя.


В ГОСТ 15596-82 (п.87а) указана как «безуходная».


В лучшем случае есть индикатор-ареометр в одной из банок. С его помощью ведут контроль плотности (при значительном снижении производителем рекомендовано к утилизации).


Корпус

  • • Пробок и крышек для контроля электролита нет;
  • • корпус полностью запаян (термосваркой) и герметичен (AGM полностью герметичен с возможностью установки в любом положении, жидкостные оснащены системой газоотвода и дают течь при переворачивании);
  • • разбору не поддаётся.

Газоотведение

  • • К системе газоотвода относится клапан для выпуска газов (при нештатных предусмотренных конструкцией ситуациях);
  • • работает только в одну сторону;
  • • клапан обеспечивает сохранность герметичности, заливать через него ничего нельзя.

Необслуживаемая — не значит, что невозможно обслужить

Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто
Двойная крышка дуплекс с лабиринтом сверху может создавать ощущение, что где-то под ней есть пробки — это не так. При попытке её отделить вы сломаете пластиковые перекрытия, и аккумулятор уже будет невозможно восстановить!

  • • Существуют способы вскрытия герметичного аккумулятора и добавления дистиллированной воды или электролитический раствор по необходимости;
  • • некоторые умельцы просверливают корпус или добавляют жидкость через шприц, подсвечивая уровень фонариком;
  • • контролировать плотность электролита помогает рефрактрометр [wiki]
  • • или тестирование ёмкости при известном номинальном значении в А·ч (Ah).

Внимание! При исправном электрооборудовании и штатном использовании такое принудительное обслуживание не требуется!


Как тогда «обслужить» или даже восстановить необслуживаемый аккумулятор обычному автовладельцу?


Ниже вы узнаете, как заряжать необслуживаемую АКБ, можно ли восстановить, продлить срок службы и многое другое. Для исчерпывающих ответов используем научные исследования аккумуляторных батарей свинцово-кислотного типа. Ссылки на источники указаны в [квадратных] скобках.


Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто

Заряд необслуживаемых АКБ — лучший способ их обслужить

Держите АКБ заряженной. Так долго, как это возможно.


Уровень заряда определяйте по напряжению на клеммах батареи. Лучше нагрузочной вилкой — такие приборы есть на «Али» в составе универсальных тестеров или в любом аккумуляторном сервисе). Разумеется, измерения АКБ делают при заглушенном двигателе машины с выключенным зажиганием.


Замеряйте на клеммах. Бортовой компьютер или вольтметр магнитолы не годятся. Иногда они показывают заниженное значение.


[PDF-файл исследования Калифорнийского государственного политехнического университета, США, 2014].


Как определить заряжен или разряжен?

Ниже указаны напряжение (В), заряд (%) и плотность электролита (г/cм3) при +20°C для шестиэлементной свинцово-кислотной АКБ (всех типов):


  • 12,66 В — полный заряд (100%), 1,28 г/cм3*;
  • 12,2 В — минимальный заряд (50%), 1,21 г/cм3*;
  • 11,7 В — критически низкий заряд (10%), 1,15 г/cм3*;
  • 11,2 В — полный разряд (0% от ёмкости), 1,14 г/cм3*.

* - плотность электролита может отличаться для АКБ в разных странах (зависит от климата эксплуатации). Например, покупая изделие из Китая, Испании или Турции (1,22 г/cм3) для северных районов Сибири (нужно 1,29 г/cм3), учитывайте этот фактор. Судить о плотности электролита по напряжению будет ошибочно — сведения приведены для понимания динамики.


Почему именно 12,2 В — минимальный заряд?

12,2 В — это напряжение, при котором возникает электролиз на пластинах, легированных сурьмой.


Свинцово-сурьмяные АКБ — наиболее чувствительный вариант. На других типах (кальциевые, гелевые, AGM, есть ещё так называемые «морские глубокого разряда») допускают разряд немногим глубже, хотя он тоже плохо влияет на срок службы, но в гораздо меньшей степени.


Поэтому для любой свинцово-кислотной батареи рекомендовано не допускать разряд ниже 2,04..2,03 В на элемент (в АКБ 6 элементов * 2,03 В = 12,2 В).


[Справочник «Методы аналитической химии - количественный анализ неорганических соединений», 1965, Шарло Г., Лурье Ю.Ю.]


Почему бы и не разрядить ниже 12,2 В?

  • 1. Произойдёт сульфатация пластин (образование твёрдого слоя сульфата кальция или свинца);
  • 2. из-за этого возрастёт внутреннее сопротивление батареи (уменьшается ёмкость, становится выше предельная температура);
  • 3. затруднится зарядка и разрядка батареи.

Твёрдый сульфат представляет собой вещество, напоминающее диэлектрический гипс. Связанные с ним химические реакции подробно изучены во всём мире.


Производителям даны методики и рекомендации по превентивным механизмам снижения их негативного влияния на изделия и приложения. И этим методикам следуют при изготовлении автомобильных стартерных батарей.


[PDF-файл EHS-DOC-146 публикации Университета Конкордия, Канада, 2016].


Если соблюдать правило поддержания заряда выше 12,2 В, то аккумулятор (будь это хоть кальциевый, хоть AGM, не так важно) прослужит от трёх до восьми лет, а иногда и больше (10 лет в северных регионах).


Внимание! Генератор автомобиля способен зарядить полностью севший (ниже 11,2 В) аккумулятор с большим трудом и нагревом! [Особенности работы, эксперимент и разбор от 1Gai, 2019]


Но мы с вами не роботы, за всем не уследить. Иногда допускаем разряд.


Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто
График для шестиэлементной свинцово-кислотной сурьмяной АКБ 12 В. Для батарей кальциевого и гелевого типа, а также для AGM и EFB график отличается, но в целом пример будет соответствовать.

Когда и как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством?

Главное правило — при разряде ниже 12,2 В зарядите АКБ как можно скорее.


На распространённых современных кальциевых (Ca/Ca) необслуживаемых батареях допускается напряжение ниже 12 В, но оно нежелательно с точки зрения срока службы. Такой глубокий разряд приводит к необратимой потере ёмкости.


Один раз не случится ничего плохого. Но регулярная разрядка рано или поздно выведет из строя даже самый надёжный кальциевый свинцово-кислотный аккумулятор.


[«Теоретическое описание и анализ механизмов протекания деградационных процессов в электрохимических аккумуляторах при их эксплуатации в объектах ракетно-космической техники», первоисточник PDF-файла (зеркало, если не открывается), Национальный аэрокосмический университет Жукова при «Харьковском авиационном институте», УДК 621.7.064.52 (универсальная десятичная классификация), автор А.О.Давидов, 2012].


При напряжении менее 12 В у необслуживаемых батарей тоже образуется сульфат кальция или свинца.


Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто
Электроды покрываются диэлектрическим налётом (сульфатом свинца или кальция) в результате глубокого разряда свинцово-кислотной АКБ.

Сульфатация на необслуживаемой АКБ

Выявить есть ли сульфатация или нет, да и определить любые проблемы с АКБ поможет ваш ближайший аккумуляторный сервис. Обычно такие есть в каждом мало-мальски заселённом городе.


У аккумуляторщиков есть оборудование, которое по характеристикам выявит степень деградации.


Признаки сульфатации на любой свинцово-кислотной АКБ:

  • • разряженная батарея ~50 А·ч заряжается за час (быстро);
  • • заряженная батарея разряжается за сутки или даже быстрее;
  • • заряд держит, но хватает на пару запусков (снижена ёмкость);
  • • даже полностью заряженная АКБ не запускает двигатель.

Иногда процесс ещё можно обратить полным разрядом и зарядом малым током с последующим тестированием. Либо выполняйте процедуру десульфатации на оборудовании с соответствующими алгоритмами (есть несколько видов запатентованных программ).


Общие рекомендации по контролю заряда необслуживаемой АКБ:

  • • Распространённый совет разряжать до 10 В в целях десульфатации вреден кальциевым и свинцово-сурьмяным батареям!
  • • Придерживайтесь цифры в 12,2 В для определения низкого напряжения, при котором зарядите АКБ чем быстрее, тем лучше.
  • • Даже при напряжении 10 В АКБ способна запустить двигатель, но сделает это батарея за счёт собственной ёмкости. [Дискуссия с опытом запуска ДВС на низком напряжении, форум электроники, 2019].
  • • Существуют АКБ глубокого разряда (иногда называются «морскими», так как поставляются для лодок и яхт) — они разряжаются практически без последствий до 11,2 В, используя более плотный активный материал и толстые пластины в элементах.
  • • Помните, старый изношенный необслуживаемый аккумулятор никогда не станет новым.
  • Зарядите новую АКБ сразу же после покупки.
  • Поддерживайте её заряженной на протяжении всего срока эксплуатации или хранения.
  • • Не ждите когда она уже проявляет признаки износа (плохо крутит стартер, быстро разряжается).

Для зарядки нужен зарядник.


Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто
Достаточно простейшего (исправного) автоматического зарядника, чтобы поддерживать хорошее состояние АКБ необслуживаемого типа долгие годы.

Обзаведитесь зарядным устройством для зарядки АКБ дома

На случай просадок напряжения (если АКБ плохо заряжается из-за мороза, коротких поездок, проблем с генератором или с напряжением бортовой сети) приобретите стандартный автоматический зарядник. Каждый год появляются новые модели при цене в районе 3000 рублей (у китайских продавцов есть и в разы дешевле, но мы не проверяли).


В поиске на первых же строчках есть много обзоров на популярные зарядники — главное, чтобы он был способен заряжать при напряжении 14,4 В (+/- 0,2 В).


Если зарядить прямо на автомобиле не получится (нет гаража и розетки на улице), то снимите АКБ с автомобиля и зарядите в помещении. Помните, что настройки положения руля, магнитолы, климата вероятно сбросятся по умолчанию [подробно о проблеме в блоге ToolsPicks].


Первой скидывают минусовую клемму (почему), но есть автомобили, где обратная полярность.


Автодилеры устанавливают на приборку или лобовое стекло солнечные панели (как они выглядят). Это помогает поддерживать АКБ новых машин в хорошем состоянии, когда те стоят в ожидании покупателей на стоянке под открытым небом.


Эффективность такого лайфхака подтверждают в комментариях из опыта. Оказывается весьма популярная вещь, но пользоваться ей нужно с умом (может быть и обратный эффект, когда солнечная батарея начинает высаживать АКБ).


Зарядником АКБ тоже следует оперировать с пониманием дела.


Как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством?

Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто

Предварительно дайте батарее остыть (с жары) или нагреться (с мороза). Автоматическим зарядником при отсутствии иных режимов заряжайте при комнатной температуре от +15°C до +25°C (по возможности).


Придерживайтесь этих соображений:

  • 1. Напряжение заряда 13,8-14,4 В (это для зарядного устройства; на генераторе автомобиля иные значения — в России обычно 14,2 В).
  • 2. При возможности регулировки зарядного тока рекомендуется заряжать чем меньшим током, тем лучше для насыщения АКБ зарядом (малый ток обеспечивает условия, когда сульфаты растворяются).
  • 3. Максимальный зарядный ток составляет не более 1/10 от ёмкости батареи (при этом расчётная ёмкость должна быть на 10% меньше у новой и на 30% меньше у старой, чем номинальная заводская ёмкость).
  • 4. АКБ принимает ток с постепенным его снижением до 0,1 А (полный заряд) при напряжении 14,4 В.
  • 5. Отключите зарядное устройство (автоматические зарядники объявят об окончании зарядки и сами прекратят заряд).
  • 6. Допускается заряжать на морозе от 0°C до -20°C (повышаем напряжение до 14,4-15 В, но если выше, то осыпается активная масса).
  • 7. Допускается заряжать в жару (пониженное напряжение 13,8 В, чтобы не допустить перезаряд).

Скорее всего, вам хорошо известна эта процедура. Она одинакова для всех автомобильных АКБ (от старых сурьмяных до новых AGM).


Узнайте подробнее об электрохимическом процессе зарядки. В статье научные обоснования указаны для аккумуляторов свинцово-кислотного типа от пусковых автомобильных до накопительных для ИБП.


Как заряжать и обслуживать необслуживаемый аккумулятор авто
Сравнение необслуживаемой и обслуживаемой автомобильной батареи.

Необслуживаемая и обслуживаемая АКБ. В чём разница?

На необслуживаемом аккумуляторе нет крышки, нет пробок, нельзя проверить плотность электролита ареометром.


Теперь вы знаете, что с такими аккумуляторами достаточно регулярно проверять напряжение на клеммах. Сейчас для этого есть много простейших и недорогих гаджетов (от вольтметров с установкой прямо на АКБ до навороченных тестеров с нагрузочной вилкой).


Если напряжение ниже 12,2 В, то зарядите АКБ (старайтесь это делать даже с AGM [исследование]).


Иногда автопроизводители встраивают приборы с нагрузочной вилкой. Такой узел есть не на всех автомобилях. Он нужен для автоматического определения точной степени заряженности аккумуляторов и предупреждения водителя о разряженной АКБ.


Базовые процедуры тоже никто не отменял:

  • • перед дальними поездками или если есть сомнения в «здоровье» аккумулятора, проверяйте его нагрузочной вилкой (обратитесь для этого в аккумуляторный сервис или обзаведитесь прибором сами);
  • очищайте корпус необслуживаемой батареи от загрязнений;
  • • грязь, масло, следы антифриза, даже пыль могут быть причиной утечки заряда;
  • • следите за состоянием клемм;
  • • по необходимости ветошью с очистителем клемм счищайте окислы.

Дополнительные меры нужны на АКБ, которые относятся к обслуживаемым. В них есть контроль, как над электрическими, так и над химическими параметрами батареи.


Рубрика вопрос-ответ

Вопрос 1: Для чего заливают дистиллированную воду в аккумулятор?


Электролит в свинцово-кислотных АКБ — это раствор серной кислоты в воде (1:3), который имеет плотность в наших условиях 1,27 г/см3 (в жарких регионах или на крайнем севере эти значения будут другими). При эксплуатации вода из электролита испаряется, увеличивая концентрацию кислоты и понижая плотность. Чтобы восстановить оптимальный состав, нужно доливать в АКБ дистиллированную воду, пока плотность не приведётся к номиналу 1,27 г/см3.


Вопрос 2: Зачем в супермаркетах продают кислоту для доливки в аккумуляторы? Ведь в инструкции к новым АКБ написано, что доливать кислоту нельзя! Тогда для чего она нужна?


Кислота в магазинах продаётся также доливки в аккумуляторы, и это нужно делать в трёх случаях:

  • • заливка новых сухо-заряженных АКБ, которые хранятся и продаются без электролита;
  • • корректировка плотности электролита в обслуживаемых АКБ, если она слишком низкая или слишком высокая;
  • • повышение плотности электролита до 1,29 г/см3 (в особых случаях выше 1,30 г/см3) в обслуживаемых АКБ в условиях суровых зим, когда ожидаются сильные морозы.

Вопрос 3: На моём аккумуляторе прямым текстом указано: «Воду не доливать! Кислоту не добавлять!» Почему?


В большинстве современных АКБ электролит закрыт в специальных сепараторах. Они противодействуют испернию и вытеканию жидкости. Такие АКБ называются необслуживаемыми, и в них не предусмотрена доливка воды и кислоты. В инструкции указано такое предупреждение, чтобы пользователь не пытался вскрыть запаянный корпус.


Вопрос 4: Можно ли доверять китайским ареометрам из масс-маркета с витрины «Ашана» или «Вайлдберриз»?


Для контроля плотности электролита используется прибор, называемый ареометром. Он показывает, какое количество кислоты и воды содержится в электролите. Ареометры часто очень низкого качества с большой погрешностью, особенно плоские на 5-6 поплавков. Хорошие колбовые с одним поплавком. Лучше всего сравнить показания ареометра с эталонным прибором (то есть заведомо исправным), если есть такая возможность.


Чем обслуживаемые отличаются от необслуживаемых, и какие разновидности АКБ на автомобилях существуют и что лучше выбирать — AGM, AGM+, гелевый, EFB? Читайте в следующей статье.


Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые публикации по аккумуляторной тематике.


Логотип компании «Неовольт»

Ждём ваши вопросы и комментарии. Сообщения можно присылать прямо ВКонтакте @NeovoltRu.


Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.



Оставить комментарий

Комментарий: *
Имя: *
E-mail: * (Не публикуется)
Вебсайт: (url сайта сhttps://)
Обязательные поля помечены *