Выбор города
Изменить
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Астрахань
Анадырь
Абакан
Барнаул
Благовещенск
Белгород
Брянск
Биробиджан
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Владикавказ
Владивосток
Великий Новгород
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Ижевск
Иваново
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Кызыл
Краснодар
Красноярск
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Курган
Курск
Липецк
Майкоп
Махачкала
Магас
Магадан
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Нарьян-Мар
Набережные челны
Омск
Оренбург
Орёл
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Пенза
Псков
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Сыктывкар
Симферополь
Саранск
Ставрополь
Самара
Саратов
Смоленск
Салехард
Сочи
Сургут
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Тольятти
Уфа
Улан-Удэ
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Черкесск
Чебоксары
Чита
Челябинск
Элиста
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Жодино
Кобрин
Лида
Минск
Могилев
Мозырь
Новополоцк
Орша
Пинск
Солигорск
Актау
Актобе
Алматы
Атырау (Гурьев)
Байконур
Жанаозен
Караганда
Кокшетау
Костанай
Кызылорда
Нур-Султан
Павлодар
Петропавловск
Семей (Семипалатинск)
Талдыкорган
Тараз
Уральск
Усть-Каменогорск
Шымкент
Гарантия 12 месяцев Обмен и возврат без проблем Войти
Корзина 0 0 р

Ваша корзина

Нет товаров

Всего 0 р

Оформить заказ

Товар успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки
Продолжить покупки

Натрий-ионный аккумулятор от CATL: он лучше литий-ионного, когда выйдет?

Натрий-ионный аккумулятор от CATL: он лучше литий-ионного?

Один из крупнейших китайский производителей аккумуляторов для электроники CATL (расшифровывается как Contemporary Amperex Technology Co. с добавкой «Limited», занимает около 30% мирового рынка ячеек) предложил [источник] использовать натрий-ионные батареи (SIB от Sodium-ion Battery) в качестве альтернативы литий-ионным (LIB, Lithium-ion Battery).


CATL входит в список основных поставщиков аккумуляторов для гаджетов, включая Apple iPhone.


Пока характеристики SIB не так хороши для гаджетов вроде айфонов и андроид-телефонов, как у LIB (громоздкие, тяжёлые и меньше ёмкость).


Но уже сейчас SIB-ячейки лучше, чем LIB для использования в электромобилях из-за быстрой зарядки (80% за 15 минут) и за счёт сохранения больше 90% ёмкости при морозах -20°C.


Слайды CATL с презентации натрий-ионных батарей SIB Слайды CATL с презентации натрий-ионных батарей SIB Слайды CATL с презентации натрий-ионных батарей SIB Слайды CATL с презентации натрий-ионных батарей SIB Слайды CATL с презентации натрий-ионных батарей SIB Слайды CATL с презентации натрий-ионных батарей SIB

Когда SIB (натрий-ионные) лучше, чем LIB (литий-ионные)?

В двух областях SIB особенно эффективны. Они действительно угрожают LIB-отрасли в этих сегментах. Главным образом, литий-железо-фосфатным (LiFePO4) и литий-титанатным (Li4Ti5O12). Но не более.


То есть можно говорить, что применение натрий-ионных аккумуляторов ограничено (пока что) этими двумя областями.


1. Электротранспорт

В электромобилях и различных транспортных средствах индивидуальной мобильности (электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры и так далее), которые эксплуатируются в холодном климате. Например, в России.


2. Накопители энергии

Преимущества в виде сохранения энергии при экстремально низких температурах уже оценили и центры хранения энергии. Например, добывая электричество с помощью солнечных панелей или ветряных установок, можно агрегировать энергию в натрий-ионных ячейках — они не растеряют драгоценные «накопления» из-за перепада температур, как литий-ионные.


Натрий-ионный аккумулятор от CATL: он лучше литий-ионного?

Краткое описание натрий-ионных батарей (SIB) и совместимость

Натриево-ионные батареи (Sodium-ion, SIB) доступнее, экологичнее, используют для хранения энергии ионы натрия (Na+) вместо ионов лития (Li+). Они не такие роскошные по характеристикам (держат заряд хуже), зато их производство обходится в 50 раз дешевле. Считается, что они не заменят прижившиеся литий-ионные батареи, а всего лишь дополнят их [источник].


Натрий-ионные аккумуляторы работают по тем же принципам, что и литий-ионные (ионы перемещаются между анодом и катодом). Обратно-совместимы с устройствами, где электроника рассчитана на питание 3,6-3,7В с ячейки.


Таблица с основными фактами и характеристиками батареи SIB (Sodium-ion/Na-ion)


ОсобенностьФакты и описание
Дата релиза:Представлены в 2021-м году, начало производства с 2023-го.
Диапазон напряжения:Номинально 2 — 4,25В; предельно 1,5 — 4,3В.
Материал анода:Твёрдый углеродный, как у Li-ion (неизвестно про литий-титанатные).
Материал катода:Из оксида металла Na, в соединениях вместо кобальта (Co) и никеля (Ni) применяют железо (Fe) и марганец (Mn).
Доступность:Натрий дешевле, чем литий, так как встречается чаще в природе (в ~100 раз)и дешевле в добыче и поставке (в ~50 раз).
Проблематика стабильности:Ионы натрия крупнее литиевых, поэтому повышены требования к стабильности и кинетическим свойствам материалов батареи.
Надёжность:Испытания на безопасность показали лучшую термическую стабильность и устойчивость к небрежному обращению (протыканию), чем у литий-ионных, даже планируются послабления в правилах авиаперевозки батарей типа SIB.
Срок службы:Испытания с щадящим режимом (током 1C при +25°C) показали срок службы 4000 циклов до «полного выхода из строя» (пока неясно, это 70% от номинальной ёмкости или меньше), но в целом считается, что они служат меньше литий-ионных (правду покажут ближайшие годы практической эксплуатации).
Электролиты:Такие же, как в Li-ion (солевой органический), включают одновременно три из четырёх компонентов: этиленкарбонат (EC), пропиленкарбонат (PC), диметоксиэтан (DME) и диметилкарбонат (DMC).
Энергоёмкость:В целом уступает показателям литий-ионных, но дольше держит заряд в экстремальных температурах (морозы и выше +45°C).
Предел энергоёмкости:Предел для SIB — 200 Вт·ч/кг, когда как у LIB в среднем ~350 Вт·ч/кг для разных типов катодов.

Для самостоятельного изучения характеристик рекомендуем это исследование.


В этом смысле переход с лития на натрий поможет избежать простоев из-за сбоев поставок дефицитного материала [источник]. Так производители электроники и техники стремятся снизить свою зависимость от дорожающего литиевого сырья. В CATL это называют доступной диверсификацией, используя природное изобилие натрия (легко получить из солёной воды, что делает их экономически эффективными и экологически чистыми).


Натрий-ионный аккумулятор от CATL: он лучше литий-ионного?

Частые вопросы и ответы на них по натрий-ионным аккумуляторам

В: Что даёт натрий аккумулятору?

  • 1) Дешевле лития при схожих физико-химических свойствах;
  • 2) Выше скорость зарядки (с анодом 2,9-DMQA — 2,9-диметилхинакридон);
  • 3) Увеличивает ёмкость (за счёт ограничения поверхности и увеличения межслойного расстояния).

В: Натрий-ионные батареи уже применяются?

На 2023-й год массово не применяются. Опытные образцы используются только в демонстрационных электромобилях, так как натрий пока ещё изучается в качестве потенциальной замены лития — в настоящий момент учёным удалось добиться устойчивости этого типа батарей и экономичности (дешевле в производстве, чем Li-ion), но сохраняются проблемы, которые планируется решить к концу 2023-го.


В: Почему натрий-ионные батареи до сих пор не выпускают?

Большой размер и медленное движение ионов натрия затрудняют их включение в традиционные аноды на основе углерода — эту проблему сейчас решают учёные.


В: Смогут ли натрий-ионные заменить существующие литий-ионные батареи в ближайшее время?

Разработчик и бенефициар технологии SIB компания CATL планирует использовать такие батареи в качестве дополнения к основной своей деятельности по производству и исследованию литий-ионных аккумуляторов — в планах до 2025-го года нарастить поаставки Li-ion под своим брендом на 207%. Натрий-ионные аккумуляторы будут хорошей альтернативой, но не заменой. В прогнозах к 2030-му году рыночный спрос достигнет $4,3 млрд, когда как литий-ионные достигнут уже $278 млрд (сейчас $58,61 млрд).


В: Когда можно будет купить и пощупать SIB-ячейки?

Уже сейчас можно их купить. Нужно мониторить китайские площадки на предмет штучных экземпляров.


От небольших розничных заказов к массовым оптовым коммерческим поставкам SIB-ячеек компания CATL планирует перейти в 2023-м году. Пока главная задача — показать всем интересующимся преимущества нового типа аккумуляторов.


В последнем отчёте ResearchAndMarkets «Глобальный рынок натрий-ионных аккумуляторов 2022-2023» от 18 июля 2023 говорится [источник]:


Рынок натрий-ионных аккумуляторов сейчас в зачаточной стадии, хотя быстро растёт. Коммерциализация SIB оказалась быстрее, чем указано в прогнозах. Им помогает дешевизна — выгода примерно 50 долларов США за каждый кВт·ч относительно литий-ионных (а точнее литий-железо-фосфатных) батарей.


В настоящий момент за поставку элементов натрий-ионного типа отвечает китайская компания BYD. Для этого было создано дочернее предприятие FinDreams в соглашении с Huaihai Holding Group. Сейчас строится крупнейший в мире завод по производству натрий-ионных аккумуляторов для небольших электромобилей. Ведущий производитель силовых аккумуляторов CATL намерен начать массовые поставки натрий-ионных аккумуляторов для автомобилей в четвёртом квартале 2023 года.


Натрий-ионный аккумулятор от CATL: он лучше литий-ионного?

Какие ещё типы новых батарей существуют?


Для самостоятельного ознакомления с технологией натрий-ионной батареи (SIB) рекомендуем эти материалы:


  • • «Новый натрий-ионный аккумулятор от CATL призван избежать дефицита лития» © Reuters.
  • • «Исследователи CATL о технологии натрий-ионных аккумуляторов» © PV Magazine.
  • • «Изучение экономического потенциала натрий-ионных батарей» © MDPI.
  • • «Учёные: альтернативы литий-ионным аккумуляторам не видать» © Neovolt на основе исследований MEET Battery Research Center.

Логотип компании «Неовольт»

Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @Neovolt.


Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.



Оставить комментарий

Комментарий: *
Имя: *
E-mail: * (Не публикуется)
Вебсайт: (url сайта сhttps://)
Обязательные поля помечены *