Электромобили «Тесла» можно строить с батареями, в которых есть материалы, добытые из старых Li-ion аккумуляторов в «Айфон'ах». Они содержат больше кобальта, чем другие типы элементов питания.
Кобальт — дорогой и с трудом добываемых материалов для перезаряжаемых батарей (подробно).
Можно добывать из старых ячеек. Но корпорации всё ещё ждут старения первой волны электромобилей, чтобы переработать их батареи.
Подмену нашли — гаджеты. В смартфонах, пылесосах, планшетах, ноутбуках, смарт-часах оказались ценные для автомобильных магнатов ресурсы.
Сколько нужно переработать «Айфонов» для «Тесла»
Для батареи электромобиля нужны тысячи литиевых ячеек. В каждой ячейке есть катод и анод, между которыми перемещаются атомы лития.
Катод определяет характеристики аккумулятора.
Чтобы сделать его эффективным (дешевле, мощнее и безопаснее), требуются дорогостоящие материалы.
166 iPhone в одной Tesla
По расчетам BloombergNEF [источник], для одной Tesla Model Y нужно переработать:
Американцы из Redwood Materials [сайт] уже используют вторичную переработку гаджетов (полный список таких компаний). Так они пополняют запасы кобальта, не переплачивая другим странам за добычу.
В старой отработавшей срок электронике, по их исследованиям, уже больше кобальта, чем требуется для новых производств. И запасы вторсырья из старых смартфонов только будут расти, если верить BloombergNEF.
Коротко о переработке Li-ion аккумуляторов iPhone для Tesla
В настоящий момент вопросу вторичного использования электроники для производства электромобилей уделяют лишь исследовательское внимание. Практикой занимаются единичные компании.
Активнее всего на переработке Li-Ion зарабатывает Китай. Узнайте, почему другие так и не научились.
Если рассматривать заявления исследователей всерьёз, то на один электромобиль нужно всего лишь 166 мусорных выкинутых старых «айфонов». Не так много для батареи из нескольких тысяч кобальтовых ячеек, как можно было бы предположить. Для сравнения оксиды лития фактически с них не собрать — 6147 смартфонов понадобится.