Выбор города
Изменить
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Астрахань
Анадырь
Абакан
Барнаул
Благовещенск
Белгород
Брянск
Биробиджан
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Владикавказ
Владивосток
Великий Новгород
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Ижевск
Иваново
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Кызыл
Краснодар
Красноярск
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Курган
Курск
Липецк
Майкоп
Махачкала
Магас
Магадан
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Нарьян-Мар
Набережные челны
Омск
Оренбург
Орёл
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Пенза
Псков
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Сыктывкар
Симферополь
Саранск
Ставрополь
Самара
Саратов
Смоленск
Салехард
Сочи
Сургут
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Тольятти
Уфа
Улан-Удэ
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Черкесск
Чебоксары
Чита
Челябинск
Элиста
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Жодино
Кобрин
Лида
Минск
Могилев
Мозырь
Новополоцк
Орша
Пинск
Солигорск
Актау
Актобе
Алматы
Атырау (Гурьев)
Байконур
Жанаозен
Караганда
Кокшетау
Костанай
Кызылорда
Нур-Султан
Павлодар
Петропавловск
Семей (Семипалатинск)
Талдыкорган
Тараз
Уральск
Усть-Каменогорск
Шымкент
Гарантия 12 месяцев Обмен и возврат без проблем Войти
Корзина 0 0 р

Ваша корзина

Нет товаров

Всего 0 р

Оформить заказ

Товар успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки
Продолжить покупки

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы

Литий-титанатные аккумуляторы (LTO) вместо штатных АКБ (свинцово-кислотных, AGM) лучше работают в мороз. Стоит ли того замена?


Узнайте плюсы и минусы перехода на LTO-аккумуляторы с точки зрения владельца автомобиля. Особенно если вы проживаете в месте, где случаются суровые зимы.


Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы

Литий-титанатные аккумуляторы действительно лучше?

Это правда. Идея заменить свинцово-кислотную автомобильную батарею на литий-титанатную в самом деле хорошая. Посмотрите сами.


  • • Шесть ячеек (6S 66160) на шпинели Li4Ti5O12 (используется в электробусах)
  • • дают напряжение 13,8 В,
  • 30 А·ч ёмкости
  • • и пусковой ток до 900 А
  • • при температурах использования от -30° до +60°С,
  • • могут прослужить и 25 летдо 40000 циклов сохраняется 80% ёмкости [источник Toshiba].

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы
Сопоставьте 30000 циклов заряд-разряд у LTO и 500 циклов у LCO-ячейки в смартфоне.

Достаточно один раз зарядить LTO-аккумулятор перед установкой в авто. Больше вы не возвращаетесь к вопросу, как там поживает АКБ — всё остальное сделает генератор.


Но есть и подвох.


Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы

Преимущества литий-титанатного аккумулятора в автомобиле

Плюсов литий-титанатного аккумулятора (LTO) для автомобиля куда больше, чем у какой-либо другой электрохимической системы литий-ионной технологии.


1. Точно запустится зимой

Для автомобилиста это гарантия запуска двигателя морозной зимой до -30°C. При более сильном морозе ёмкость снизится на 20-30% на каждые -5/-10 градусов (зависит от химического состава и материалов на электродах).


2. Генератор заряжает в сильный мороз

Производители гарантируют зарядку при зимних температурах в худшем случае при -10°C. В новейших изделиях — при -50°C [PDF-файл с примером DataSheet для ячейки YL-LTO-40-AH].


Литий-ионной технологии с кобальтовым катодом зарядка в такие морозы недоступна. Они примут заряд от генератора в лучшем случае при -5°C и начнут разрушаться (почему и как это происходит). Свинцово-кислотные при сильном минусе заряжаются плохо и безвозвратно деградируют.


3. Служат до 25 лет

Скажем честно, проверить ещё никому не удалось. Но многие литий-титанатные аккумуляторы отслужили в китайских электробусах с начала 2010-х до того, как ёмкость достигла 70%-80% от номинальной.


Китайскому транспорту нехватка 20% заряда критична при выполнении прежних маршрутов. При закупке новых старые аккумуляторы отправили на площадки Alibaba Group. Реализация через вторичный рынок помогает немного отбить затраты на дорогие новые ячейки.


Так в виде товара бывшего употребления литий-титанатные аккумуляторы и стали доступны всем желающим уже в середине 2010-х.


Долгий срок службы объясняется конструкцией и материалами, где уменьшены паразитные химические реакции (характерные для кобальтовых батарей, как в смартфонах и электромобилях). Например, в ячейках LTO не образуются дендриты (практически отсутствует SEI-плёнка).


Но почему тогда все не перейдут на литий-титанатные, раз они такие замечательные аккумуляторы?


Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы

Недостатки литий-титанатного аккумулятора в автомобиле

Минусы литий-титанантных аккумуляторов для автомобиля элементарные:

  • • дорого,
  • • сложно купить хорошие ячейки,
  • • нужно уметь собрать и изготовить,
  • • безопасно установить с предохранителями силовых проводов.

Связываться с эдаким ещё необкатанным DIY готовы единицы умельцев. Ведь речь заходит об электрике автомобиля. Загорится ещё, взорвётся что-то — наслышаны про эти ваши электромобили.


Конечно, литий-титанатные ячейки безопаснее свинцово-кислотного АКБ [исследование в Университете Тур во Франции], но опасаться замыкания и деформации всё-таки следует. Да и остальные причины отказаться от LTO вполне оправданы.


1. Очень дорого

Электротранспорт строится на ячейках LTO в странах Азии, в том числе и у нас в России. Технология ещё неразвита в плане производства и обходится в разы дороже других электрохимических систем. Приблизительные цены для лучшего понимания.


  • 5000 рублей за новый свинцово-кислотный АКБ 60 А·ч;
  • 30000 рублей за новый литий-титанатный сопоставимой ёмкости;
  • 20000 рублей за старый или из б/у ячеек;
  • 10000 рублей за неизвестного происхождения и по купонам/акциям.

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы
Набор LTO-ячеек на замену свинцово-кислотной АКБ стоит 13500 рублей, но с этим лотом есть проблемы — в отзыве подробности.

2. Дефицит

Купить новый LTO-аккумулятор простому автовладельцу практически невозможно. Доступны в продаже только снятые с эксплуатируемых приложений (под «приложением» понимается электротранспорт).


  • • В продаже 99% аккумуляторов бывшего употребления (от электробусов в Китае, например);
  • • есть в продаже «готовые новые» от производителей для установки в автомобиль, но выполнены они тоже на б/у ячейках.

Хотя в 2022-м году есть поставщики ячеек с гарантированной ёмкостью. Ситуация улучшается — возможно совсем скоро вопрос дефицита будет разрешён.


3. Характеристики

Могут подойти не ко всем автомобилям и условиям эксплуатации.


  • • не любят нагрев/жару,
  • • требуют герметизации,
  • • нужно тестирование ячеек перед использованием (много брака),
  • • низкая плотность энергии (больше по размерам при тех же А·ч),
  • • нужен балансир (распределение заряда по ячейкам),
  • • напряжение 13,8 В отличается от кислотных и AGM — 12,7 В.

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля: плюсы, минусы

***

Литий-титанатные аккумуляторы (LTO) отлично подходят в качестве стартерной батареи автомобиля. Но с учётом недостатков, пока не лучший выбор замены свинцовой АКБ, если говорить о массовом применении.


LTO подходят энтузиастам и поклонникам DIY, а также любителям автозвука, где штатного питания автомобиля обычно не хватает.



Для обычных пользователей электроники в настоящий момент лучшим выбором считается LiFePO4-аккумуляторы (литий-железо-фосфатные). Об их преимуществах мы рассказывали в нашей отдельной статье на примере замены в ИБП свинцово-кислотной АКБ.


Логотип компании «Неовольт»

Как Вы оцениваете технологию литий-титанатной батареи в качестве замены свинцовой АКБ? Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.


Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.



8 Comments

  • Avatar
    Петр

    Купил ЛТО на 26 а/час (шесть элементов) и зарядил до 16 ,2 вольта,заменил Кислотник,который заряженный и теплый еле еле запускал Горячий мотор на Соболе с редукторным стартером !! Сейчас проблем нет,бегом запускает и холодный и горячий,на холостых без фар потребляет 10 ампер от генератора и поднимает напряжение до 15,5 вольт -- это 85 процентов емкости,при запуске напряг проседает на секунду до 14.9 вольт !!! А на Кислоте до 9,5 V -- это напряжение когда работа ЭБУ зажиганием почти невозможна,это когда стартер крутит а запуска не происходит,и нахрен такой кислотник нужен,побеегаеш зимой с проводами и с акумом и все проклянешь !!!!

    • Avatar
      Александр

      Литий титанат до 16.2 зарядил????? Вы что там батенька курите??? 14.5 максимум его!!!

      • Avatar
        Алексей Neovolt.ru

        Здравствуйте. Напряжения ячейки LTO (LMO/NMC катод) номинально 2,3...2,4В. Максимальное напряжение заряда (Cut-off) 2,7...2,8В (по даташитам). Расчёт для сборки 6S (6 элементов) номинал сборки: 6 * 2,4В = 14,4В; максимум заряда: 6 * 2,7В = 16,2В.Регулятор напряжения в автомобиле обычно настроен на напряжение около 14-14.5В. Напряжение 15.5В на холостом ходу при работающем генераторе - слишком высокое и может говорить о проблемах с регулятором напряжения. Высокое напряжение зарядки от генератора (15-16В) требует немедленного решения, независимо от типа аккумулятора. Эксплуатация с таким напряжением в теории может привести к выходу из строя электрооборудования автомобиля и самого аккумулятора. Зависит от автомобиля, но технически это инженерное требование.

        • Avatar
          сергей

          6S1P 12V 35Ah титанат лития Номинальное напряжение: 13,8 V Напряжение зарядки: 16,2 V Одна батарея: 60160 (2,3 V 35Ah) Емкость аккумулятора: 35ач Комбинация: 6S1P(6 шт. 60160 батареек) Плата батареи: балансировочная пластина 6S Срок службы: 25000 циклы (80% DOD) Диапазон выходного напряжения: 9-16,2 V Напряжение отключения заряда: 9 +/- 1 В Напряжение отключения заряда: 16,2 V Максимальный непрерывный выходной ток: 350A(10C) Максимальный мгновенный выходной ток: 700A(20C) Рабочая температура: -50C ~ 65C Применимая мощность: 0-5300W Вес: около 5,7 кг

          • Avatar
            Алексей Neovolt.ru

            Здравствуйте. Фактический и рекомендуемый производителями диапазон рабочих напряжений составляет 2,4…1,9В на элемент для большинства коммерческих LTO 2,3В. То, что Вы пишете — это маркетинговые цифры, основанные на кратковременных пределах, указанных в даташит. Теоретически Вы можете зарядить их до напряжения 2,8В или даже 2,9В (Yinglong такие заявляют пределы) и разрядить до 1,5 В, но это не поможет им долго прослужить.

          • Avatar
            игорь

            6S1P - так это литий ионные

  • Avatar
    Петр

    Добавлю для неверующих , 2,4 вольта заряда это номинальное напряжение, а максимальное 2.7 в , я уже второй сезон катаюсь, и зимой тоже, и емкость 6 банок всего 25 ампер/час, банки зеленые - у них повыше напряжение заряда чем у синих, у меня заряжаются максимум до 15,5 днем на габаритах, с фарами ночью до 15,1вольт , второй раз в эксплуатации проверил разбег банок — не больше 0,1 десятых вольта, балансировку один раз делал в параллель, оставил габариты на ночь, на утро сели меньше чем 1 вольт на банку, зарядил и как не в чем небывало , катаюсь и радуюсь !!! С кислотниками я натаскался , хватит

    • Avatar
      Алексей Neovolt.ru

      Здравствуйте. Уточню по напряжениям LTO, чтобы не вводить в заблуждение других читателей.2,7 В на элемент – это именно ПРЕДЕЛ заряда по паспорту. То есть это указана возможность по пределам, а не напряжение, на котором элементы нужно держать постоянно. У части цилиндрических 2,3В LTO (типа 66160) в китайских даташитах верхний предел вообще указан 2,8–2,9 В. То есть 2,7–2,9 В – это допустимая кратковременная крыша при заряде. Нормальный рабочий уровень на каждый день разумеется ниже.По нижней грани. Для большинства LTO в даташитах стоит нижний предел около 1,5 В на элемент. Если 6S LTO просел до <1 В/банка (меньше 6 В на весь блок) – это аварийный глубокий разряд для электрохимической системы. Да, литий‑титанат намного терпимее к такому издевательству, чем обычный Li‑ion и свинец. Тот же NMC/LiCoO₂ после <2 В на банку можно выкидывать. Один‑два случайных таких разряда LTO, как в Вашем случае, чаще переживает и продолжает работать (что Вы и подтвердили – второй сезон катаетесь). Но делать так систематически нельзя, так как ресурс будет активно съедаться, особенно на морозе.Что касается напряжения 15,5В для 6S LTO (12‑вольтовая система, 2,58 В/элемент), то для распространённых 2,3–2,4‑вольтовых LTO на LMO/NMC (SCiB, Yinlong, Gree и т.п.) это безопасно по химии, до паспортного предела ещё есть запас. Вопросы тут больше к бортовой сети. 15,5 В – уже риск для автомобильной электроники. Старые машины с лампами и простой проводкой это обычно переваривают, а вот на современных авто ЭБУ и электронные блоки проектируют примерно до 16 В максимум, так что риски реальные.Если хотите получить именно ресурс от LTO в автомобиле, то оптимальный режим для 6S – держать напряжение в районе 14,2–14,6В (то есть примерно 2,37–2,43В на элемент). В этом диапазоне батарея живёт близко к 10–90% SoC. Уточню. Физический паспортный диапазон по даташиту для 2,3 В LTO примерно 1,5–2,8(2,9) В/элемент, а разумный «ресурсный» рабочий диапазон под авто — порядка 1,9–2,4В/элемент, то есть примерно 12–15В на 6S. Красивые 25000–30000 циклов LTO или 20+ лет обычно и считаются именно в таком урезанном окне (около 80% DOD). При постоянной работе от 1,5 до 2,8–2,9В ресурс будет кратно меньше.Соблюдать эти режимы имеет смысл через настройку BMS и генератора. Из практики: те, кто у нас заказывал автомобильные батареи Li₄Ti₅O₁₂ на элементах Toshiba, при установке на современные машины обычно убирали штатную термокомпенсацию реле‑регулятора (цепочку из нескольких диодов, которая зимой поднимает напряжение до ~15В, а летом опускает до ~12,9В – это было актуально для старых сурьмянистых свинцовых АКБ). Ещё ставили регулируемый опорник, чаще всего на TL431 с диодом последовательно, чтобы получить стабильные 14,3–14,6 В на клеммах аккумулятора. Для 6S LTO это как раз те самые 2,38–2,43 В/элемент – почти идеальный режим по соотношению ресурс/ёмкость. И некоторые меняли силовой провод от генератора к аккумулятору. Вместо штатных ~2,5 мм² ставили провод порядка 8 мм² в хорошей изоляции с нормально обжатой лужёной медной клеммой. Тем самым снижают просадку на проводе и нагрев, дают генератору реально отдать ток в батарею. Обязательный момент – ставить предохранитель или максимально быстрый автомат как можно ближе к АКБ в разрыв этого провода.Есть ещё одна инженерная рекомендация для старых схем генератора с выносным реле‑регулятором. В разрыв провода, который питает реле‑регулятор от дополнительных диодов моста, ставят обычное силовое реле под управлением BMS. При обнаружении перезаряда BMS размыкает реле – реле‑регулятор обесточивается, возбуждение генератора пропадает, заряд прекращается. Это надёжнее, чем надеяться только на сигнальный вход регулятора (выходной транзистор действительно может пробиться, и тогда перенапряжение уйдёт прямо в бортсеть). В идеале BMS должна так же отключать батарею и по переразряду (под нагрузкой/стартером). Для классических отечественных генераторов такой способ отключения обычно работает без сюрпризов – самовозбуждения через лампу зарядки при таком разрыве, как правило, не возникает.Опыт (в том числе Ваш) показывает, что реальные LTO терпят и разовый глубокий разряд, и работу при 15,1–15,5 В, но если хотите от этих банок максимальный ресурс, лучше всё‑таки со временем смягчить режимы генератора и завести простую защиту по напряжению через BMS.

Оставить комментарий

Комментарий: *
Имя: *
E-mail: * (Не публикуется)
Вебсайт: (url сайта сhttps://)
Обязательные поля помечены *