Выбор города
Изменить
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Астрахань
Анадырь
Абакан
Барнаул
Благовещенск
Белгород
Брянск
Биробиджан
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Владикавказ
Владивосток
Великий Новгород
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Ижевск
Иваново
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Кызыл
Краснодар
Красноярск
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Курган
Курск
Липецк
Майкоп
Махачкала
Магас
Магадан
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Нарьян-Мар
Набережные челны
Омск
Оренбург
Орёл
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Пенза
Псков
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Сыктывкар
Симферополь
Саранск
Ставрополь
Самара
Саратов
Смоленск
Салехард
Сочи
Сургут
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Тольятти
Уфа
Улан-Удэ
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Черкесск
Чебоксары
Чита
Челябинск
Элиста
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Жодино
Кобрин
Лида
Минск
Могилев
Мозырь
Новополоцк
Орша
Пинск
Солигорск
Актау
Актобе
Алматы
Атырау (Гурьев)
Байконур
Жанаозен
Караганда
Кокшетау
Костанай
Кызылорда
Нур-Султан
Павлодар
Петропавловск
Семей (Семипалатинск)
Талдыкорган
Тараз
Уральск
Усть-Каменогорск
Шымкент
Гарантия 12 месяцев Обмен и возврат без проблем Войти
Корзина 0 0 р

Ваша корзина

Нет товаров

Всего 0 р

Оформить заказ

Товар успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки
Продолжить покупки

Новый аккумулятор и циклирование: зачем нужен заряд-разряд новому Li-ion/Li-Pol?

Новый аккумулятор и циклирование: зачем нужен заряд-разряд новому Li-ion/Li-Pol?

Зачем циклирование («обкатка») новым аккумуляторам литий-ионного и литий-полимерного типа?


Узнайте истину о процедуре, вокруг которой образовалось множество мифов.


Что такое «циклирование» аккумуляторных батарей?

Предположим, у вас есть новый литий-ионный или литий-полимерный аккумулятор для гаджета, RC-модели, пылесоса или электроинструмента. Вы могли заказать его у нас или его прислал кто-либо ещё, может быть в мастерской установили.


В инструкции к новому аккумулятору производитель указывает:

«При первом использовании или после длительного хранения рекомендуется полностью зарядить и разрядить аккумулятор 2-3 раза — это способствует оптимизации его работы в дальнейшем».


Вот эта процедура и есть циклирование. То есть выполнение циклов заряда и разряда, которые напоминают что-то вроде «обкатки» новой аккумуляторной батареи. И у процедуры есть конкретная цель.


Зачем нужна такая «обкатка» (циклирование)?


Новый аккумулятор и циклирование: зачем нужен заряд-разряд новому Li-ion/Li-Pol?

Плюсы циклирования аккумуляторов

Надо понимать, «обкатка» не улучшает заводские характеристики аккумуляторов. Изготовитель уже «инициализировал» (то есть сформировал) ячейки и выполнил тесты — это завершённый продукт.


Аккумуляторы с завода готовы к эксплуатации.


Но в некоторых случаях характеристики могут ухудшиться. Например, при длительном хранении или недостаточной сформированности, ячейки не выходят к нужной производительности [что значит производительность аккумулятора].


Если произошла такая ситуация, то как раз и нужна «обкатка» или, вернее, «циклирование».


Не путать с «калибровкой» электроники (контроллера устройства).


3 причины, почему аккумулятору нужно циклирование

  • 1. Слой SEI (границы раздела твёрдого электролита) утолщается к моменту первого использования.
  • 2. Этому способствует длительное хранение или нарушение условий хранения (ещё быстрая зарядка*, использование некачественных зарядников, к слову).
  • 3. Увеличивается внутреннее сопротивление ячейки (незначительно, но заметно при использовании).

* - Быстрая зарядка длительное время греет ячейку, паразитные химические реакции ускоряются [источник S2352152 X16300 147].


Циклирование аккумулятора помогает в этом случае уменьшить толщину продуктов, образованных вследствие паразитных электрохимических реакций. Снижение толщины слоя SEI восстановит некоторые характеристики (внутреннее сопротивление и ёмкость).


Что такое внутреннее сопротивление у аккумуляторных батарей и ячеек аккумуляторов?

Внутреннее сопротивление («импеданс», IR, Internal Resistance) — то, что определяет в аккумуляторе, как «быстро» он способен расходовать накопленный заряд по сумме сопротивлений всех его компонентов.


Измеряется в Омах (Ом). Чем больше это значение, тем меньше энергии и тем меньший ток аккумулятор может отдавать в нагрузку и тем сильнее он нагревается.


Новый аккумулятор и циклирование: зачем нужен заряд-разряд новому Li-ion/Li-Pol?
«Что такое «обкатка». Использовались схемы лаборатории ATOMS (Department of Mechanical and Industrial Engineering, Канада).

Мнение Neovolt

Нужно понимать, что в этой процедуре иногда присутствует эффект «плацебо». Батарея вроде бы работает лучше, но в действительности её характеристики не изменились. Как такое возможно?


Несколькими последующими друг за другом циклами заряд-разряд вы прогреваете ячейку. Её электрохимическая система (обычно с кобальтовым катодом) покажет уменьшение внутреннего сопротивления.


Напряжение, при котором работает батарея, становится выше уровня отсечки в 3,2-3,3 В. Фактическая ёмкость увеличилась. Но стоит аккумулятору остыть, как всё вернётся на круги своя.


1. Рекомендуется для всех новых аккумуляторов

Нашим заказчикам мы рекомендуем процедуру циклирования аккумуляторной батареи (новой только купленной) и калибровки электронных компонентов как превентивную меру при начале использования новой батареи. И указываем это в инструкции.


2. Иногда помогает восстановить аккумулятор

Если заказчик без циклирования сразу отправит нам на тест «гарантийный» аккумулятор («плохо держит»), который по результатам 10-часовых тестов покажет хорошую ёмкость и правильное внутреннее сопротивление, то обидно будет всем. Ведь достаточно было его погонять раз-другой.


2. Иногда помогает восстановить аккумулятор

Если заказчик без циклирования сразу отправит нам на тест «гарантийный» аккумулятор («плохо держит»), который по результатам 10-часовых тестов покажет хорошую ёмкость и правильное внутреннее сопротивление, то обидно будет всем. Ведь достаточно было его погонять раз-другой.


3. Не помогает с бракованными батареями

Но и следует понимать, что циклирование аккумуляторной батареи, как и калибровка её электроники — не панацея, когда речь идёт о браке или сильном износе. В этом случае возможна только замена, никакого восстановления не существует за редким исключением (когда причина в ошибках эксплуатации).


Новый аккумулятор и циклирование: зачем нужен заряд-разряд новому Li-ion/Li-Pol?

Циклирование упоминается и в документации

В тексте пункта 6.8 руководства Datasheet зарядного микроконтроллера Microchip MCP73811/2 упоминается циклирование. Даётся рекомендация выполнить процедуру после долговременного хранения аккумулятора в целях восстановления полной ёмкости. [DataSheet в PDF].

Интересно, что в пункте не упоминаются негативные долгосрочные последствия для самой батареи, если не выполнить процедуру «обкатки».


Практика циклирования изучалась на NMC-ячейках исследователями Электрохимического сообщества (Journal «Electrochem. Soc.») — результаты опубликованы в их журнале [издание номер 10, том 168]. Её выводы частично вошли в основу этой статьи.


Логотип компании «Неовольт»

Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.


Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.



Оставить комментарий

Комментарий: *
Имя: *
E-mail: * (Не публикуется)
Вебсайт: (url сайта сhttps://)
Обязательные поля помечены *