Попытки заряжать шуруповёрт кустарными методами, прямыми подключениями к АКБ автомобиля или смартфонными зарядниками приводят к неисправностям.
Есть способы избежать ошибок, ведь аккумуляторы на электроинструмент стоят недёшево (особенно оригинал).
Так как заряжать шуруповёрт? Как хранить его аккумулятор? И что в итоге с автомобильным АКБ - можно или нет взять питание с него?
Разбираем в этой статье все нюансы, опираясь на исследования и научные факты (например, «Battery Management Systems. Design by Modelling», PDF и наши статьи о зарядке Ni-Cd и Ni-Mh, а также различиях химии).
Как заряжать шуруповёрт: правила и особенности
Чтобы правильно зарядить аккумулятор шуруповёрта, нужно просто следовать указаниям руководства пользователя. Но иногда случаются ситуации, когда приходится отступать от «оригинального зарядника» или очевидных решений. Для этих случаев мы составили список общих рекомендаций. С ними разрешается абсолютно большинство проблем с аккумуляторным электроинструментом.
Одни шуруповёрты имеют встроенный аккумулятор и контроллер питания, другие используют сменные батареи, которые необходимо вставлять в инструмент. Одни подключаются к адаптеру питания кабелем, другие предполагают зарядку установкой батареи на зарядную установку.
Учитывая эти конструктивные отличия, нужно разобраться, какой тип химии элементов питания применяется на вашем инструменте.
Li-ion (литий-ионная), Li-Pol (литий-полимерная) батарея шуруповёрта
- 1. Заряжайте когда угодно с любого уровня заряда.
- 2. Разряжать до 0% вредно для ёмкости.
- 3. Не храните разряженным (лучше ~50%).
- 4. При использовании нового шуруповёрта с Li-ion сначала зарядите, только потом пользуйтесь.
- 5. Прерывать зарядку Li-ion/Li-Pol можно в любой момент и заряжать когда угодно.
Технология не любит низкого напряжения (ниже 2,5 В на элемент), так как ускоряются вредные для максимальной ёмкости химические реакции. Долгое хранение разряженного шуруповёрта с аккумулятором Li-ion или Li-Polymer приведёт к его выходу из строя или даже самовоспламенению.
Ni-MH (NiMH, никель-металлогидридный) аккумулятор шуруповёрта
- 1. Заряжайте в том режиме, как вам удобнее пользоваться инструментом.
- 2. Требует тренировочного цикла заряд-разряд раз в три месяца.
- 3. Старайтесь не хранить разряженным (лучше >50%).
- 4. Перед началом использования нового шуруповёрта на NiMH сделайте цикл-другой.
- 5. Прерывать зарядку NiMH не рекомендуется, но допускается с периодической тренировкой заряда.
Полный цикл тренирует аккумулятор с целью сохранения максимальной ёмкости. То есть тем самым вы избавляетесь от пресловутого эффекта памяти, который свойственен этому типу химии, но в меньшей степени, чем NiCd.
Ni-Cd (NiCd, никель-кадмиевая) батарея шуруповёрта
- 1. Старайтесь разряжать не до остановки, а до максимального снижения оборотов перед каждой новой зарядкой и заряжайте до 100%.
- 2. Глубокую разрядку (до 1В/элемент, остановка шуруповёрта) выполняйте при явном снижении ёмкости (иначе есть риск переполюсовки) с последующей полной зарядкой током 0,1С (где C — ёмкость).
- 3. Не храните полностью заряженными (перед хранением разрядите до 10%-20%, когда шуруповёрт заметно хуже крутит).
- 4. При пользовании новым шуруповёртом на NiCd сделайте не менее 4-5 тренировочных циклов.
- 5. Прерывать зарядку NiCD не рекомендуется, после паузы лучше выполнить калибровку.
Никель-кадмиевые аккумуляторы в отличие от других типов батарей шуруповёртов выдерживают длительный срок хранения вплоть до 5 лет с напряжением менее 1,2В на элемент. Перед использованием нужна заливка электролита. Через 5-10 калибровочных циклов ёмкость в большей части восстановится [источник, BatteryUniversity].
Частые вопросы и ответы как заряжать аккумулятор для шуруповерта
Мы собрали вопросы, которые вы присылали нам чаще всего по шуруповёртам и другому аккумуляторному электроинструменту.
В: «Сколько заряжать шуруповёрт?»
Комплектными и совместимыми стандартными зарядниками обычно от трёх часов. Длительность зависит от ёмкости.
Например, мощные гайковёрты с тяжёлыми аккумуляторами заряжаются 7 часов. В профессиональных шуруповёртах применяются импульсные зарядники, на которых одна батарея заряжается за час-полтора.
В: «Можно ли хранить аккумулятор шуруповёрта разряженным?»
Не рекомендуется. Перед хранением заряжайте не более 50% для Li-ion/Li-Pol, не менее 50% для NiMH и не более 20% для NiCd. Поддерживайте этот заряд в течение срока хранения, проверяя уровень раз в 1-3 месяца.
- • NiMH иногда возвращают к жизни дозаправкой после 3-5 лет хранения (вопреки распространённым сообщениям в интернете об этом типе батарей, источник BatteryUniversity);
- • NiCd в результате саморазряда могут полностью сесть и храниться так длительное время до 5 лет с дозаправкой, если напряжение падает ниже 1В на элемент;
- • Li-ion нельзя хранить разряженными ни при каких обстоятельствах (даже в холодильнике) — образуются опасные коротким замыканием медные шунты при понижении напряжения до 2В на элемент (у них тоже есть саморазряд, просто меньше других).
В: «Как хранить литий-ионные аккумуляторы шуруповёрта?»
- 1. Зарядить до 40%;
- 2. положить в место с температурой не выше +20°C и не ниже 0°C;
- 3. хранить при относительной влажности не выше 50% (и чтобы она не колебалась) и без перепадов температур (солнечный свет или радиатор отопления вредят).
Замораживать их нельзя (изменяется молекулярная структура). И в холодильнике колебания относительной влажности от 40% до 90% создают условия для окисления поверхностных материалов электродов.
В: «Что делать, если я забыл зарядить шуруповёрт и хранил его разряженным?»
Чаще всего возникает ситуация, когда вы плохо зарядили аккумуляторы шуруповёрта, оставили их на 1-3 месяца или даже дольше в ящике. И теперь они разрядились так, что совсем мертвы — инструмент даже не включается.
Вероятнее всего, вам нужно будет купить новый аккумулятор.
Даже если удастся «подтолкнуть» старые ячейки, их ёмкость уже безвозвратно сокращается до 70% и ниже. Такая ёмкость считается критическим износом и рекомендацией к замене (например, у имиджевых брендов вроде Apple этот порог повышен до 80%).
В: «Аккумулятор шуруповёрта не заряжается — можно ли исправить?»
- • Замерьте напряжение на клеммах аккумулятора (для Li-ion должно быть выше 3В/элемент, для NiMH/NiCd выше 1В/элемент);
- • если напряжение низкое, то попробуйте заряжать аккумулятор в течение нескольких часов даже если он не подаёт признаков жизни (это поможет «толкнуть» его с низкого напряжения);
- • если напряжение выше, то проверьте клеммы и разъёмы на наличие диэлектрика (грязи, мусора, масел) — очистите их, обезжирьте;
- • иногда клеммы «проваливаются» в корпус аккумулятора или даже надламываются — отогните обратно или пропаяйте;
- • подмените зарядное устройство (возможно неисправен зарядник);
- • иногда плата защиты считает циклы (чаще у оригинальных батарей Li-ion от дорогих брендов), после чего перестаёт заряжаться и требует замены или перепрошивки контроллера;
- • может выйти из строя один из элементов — замените его и отбалансируйте заряд.
В: «Как толкнуть аккумулятор от шуруповёрта?»
Многим не нравится слово «толкнуть». Но как иначе объяснить возможность вывести аккумулятор из состояния сниженной ёмкости или пониженного напряжения.
- 1. Поставьте на длительную зарядку даже если нет индикации;
- 2. если индикация есть, но аккумулятор заряжается слишком быстро, то зарядите до 100%, оставьте так на зарядке (под присмотром) на несколько часов (лучше не менее 8 часов, в том числе для Li-ion с целью насыщения зарядом минимальным током при пограничном напряжении);
- 3. разрядите аккумулятор холостым ходом шуруповёрта до отключения и выполните зарядку до 100%;
- 4. подержите так на зарядке в течение нескольких часов.
В: «Можно ли автомобильным аккумулятором зарядить шуруповёрт?»
В теории можно. Он является источником постоянного тока. Но напрямую подключать нельзя даже если родной зарядник шуруповёрта 12В.
Ток зарядки должен ограничивать резистор с номиналом под мощность не менее 10 Вт. Не рекомендуем без опыта заниматься подбором сопротивления, как советуют в интернете.
Даже со впаиванием резистора есть высокий риск спалить аккумулятор шуруповёрта или его защитную схему. Также нужно помнить, что АКБ автомобиля даёт разное напряжение в зависимости от степени заряда.
А можно ли восстановить аккумулятор от шуруповёрта, если он старый, не работает или изношен?