Массовые гарантийные случаи по замене батареи Тесла в первых электромобилях 2015-го года выпуска ожидались к 2023-му году (когда подходят к концу 8 лет гарантии у первых партий электромобилей).
Будем честными, нам так и не удалось найти официальную статистику за эти годы, чтобы утверждать — были или нет масштабные обращения в сервисы по замене батарей. Можем только предполагать, что подобное получило бы резонанс в СМИ. Если молчат, значит случаев пока мало.
Обновлено 12 декабря 2024: добавлена информация из исследования, опубликованного в журнале Nature (ссылка на исследование doi.org/10.1038/s41560-024-01675-8). По результатам литий-ионные батареи в современных электромобилях демонстрировали существенную деградацию ёмкости лишь к пробегу 300 000 км, подтверждая, что при правильном использовании аккумуляторы сохраняют более 80% своей изначальной ёмкости даже через 8–10 лет эксплуатации. Это совпадает с реальными отзывами владельцев Tesla, представленными в нашей статье.
В статье из Nature также отмечено, что одним из ключевых факторов долговечности аккумуляторов является температурный режим работы и частота зарядки. Например, батареи, эксплуатируемые в умеренных климатических условиях, демонстрируют на 10–15% меньшую деградацию, чем аналогичные аккумуляторы в регионах с экстремальными температурами.
Исследователи также отмечают, что этот показатель значительно лучше, чем у большинства конкурентов, и подтверждает долговечность технологий Tesla. Однако, как и в случае с проектом Tesloop (что это), интенсивная эксплуатация, включая частые суперзарядки и зарядки до 100%, может ускорить деградацию батареи. Исследование рекомендует владельцам электромобилей избегать частых полных зарядок и использовать программы управления зарядом для продления срока службы аккумулятора.
Из фактов только личный субъективный опыт владельцев по уже заменённым в рамках гарантии или из-за ДТП батареям. Это обычные люди в США и Европе, блогеры и журналисты. Благо все эти рассказы подкрепляются зафиксированными документами по сервису — они исправно публикуются в Сети.
Предлагаем начать с отзыва одного из владельцев автомобиля Tesla, чтобы дать ясность, почему этот вопрос очень важен.
Стюарт Постер (Stuart Poster), владелец Tesla Model 3 LR, Южная Калифорния, США.
«В 2019-м году мы сбили мусор на трассе, в результате чего пострадала батарея. Когда обратились к официальному дилеру, нам посчитали стоимость ремонта в 16 000 долларов. Это гораздо больше, чем $100 за кВт·ч , которые нам обещал Илон Маск».
PS: Стюарт сообщил, что в чек ему ещё и стоимость доставки включили (около $2000). Итоговая замены батареи Тесла в данном случае вышла в $18000 США.
На самом деле Илон Маск не обещал стоимость $100 за кВт·ч, а назвал диапазон цен, который «будет ниже, чем у конкурентов» — от $120 до $190 за кВт·ч. Так что итоговая стоимость в $16000 за аккумулятор 85 кВт·ч для США вполне оправдана с учётом работ и даже с дополнительной оплатой доставки.
Когда требуется замена батареи в Тесла?
В целом электромобили Tesla «ходят» до 300 000 км с потерей ёмкости в районе 20% от изначальной (конкретный пример смотрите далее в статье). Это подтверждается данными из исследования Nature и реальными кейсами, описанными в статье. Но есть некоторые нюансы, о которых нужно сказать отдельно.
Многие автолюбители по привычке считают, что интервалы обслуживания машины Tesla следует считать в тысячах километров — то есть в пробеге. Это неправильно в отношении электромобилей.
Основной ресурс аккумулятора электромобиля измеряется от момента его производства до износа в 20% — диапазон по времени зависит от непосредственно деградации с годами (окислительно-восстановительных реакций) и интенсивности эксплуатации.
Истинный срок службы во многом зависит от качества обслуживания (например, его не сажают в ноль). Для батареи электромобилей обычно устанавливается гарантийный срок, а не пробег. Например, гарантия Tesla на аккумулятор составляет 8 лет.
Большинству покупателей кажется это достаточно большим сроком. Но в действительности это маркетинговая ширма, за которой прячется довольно горькая правда.
По гарантии аккумулятор Tesla заменят бесплатно только если от его изначальной ёмкости осталось не более 70%. Например, в Neovolt мы тоже меняем аккумуляторы, если остаток от изначальной ёмкости меньше 70%.

Питер Лукас, владелец Tesla Model X с аккумулятором 90 кВт·ч, Южная Калифорния, США.
«За 5 месяцев после покупки авто ёмкость аккумулятора снизилась с 90 кВт·ч до 72 кВт·ч. Я считаю это заметным снижением».
«Но техники Tesla продиагностировали батарею и вынесли вердикт, что «это нормально».
«Мой полный диапазон заряда составляет 200-210 миль, а не 280 миль, которые заявлены официально. Часть этой потери диапазона связана с нереалистичными предположениями о низком энергопотреблении на милю. А часть связана с ухудшением качества батареи».
«Каждый владелец, который сообщает о минимальной потере отображаемого диапазона в качестве доказательства минимального ухудшения ёмкости батареи, предполагает, что у автомобилей отображается дальность действия. Это факт. Например, моя машина со значительно ухудшенным аккумулятором всё ещё показывает полный диапазон зарядки, как если бы она была новой».
«Сомневаюсь, что моя машина единственная с таким просчетом. Наконец, Tesla не заменяет батареи со значительной деградацией. Большинство (или многие) Tesla-владельцы располагают аккумулятором, который хорошо работает и служит долго. Но батареи, которые не очень хорошо работают, часто не распознаются и о них не сообщают. И Tesla не собирается их заменять».

Компания Tesloop — владелец самой первой Tesla Model S Tesloop 90D (известна как eHawk)
Общий пробег этого автомобиля уже более 400 000 миль (643 737 км) — сейчас у него самый высокий показатель в мире.
«Tesloop понесла совокупную стоимость обслуживания примерно в $19 000 или около $0,05/милю. Эта стоимость включает $6700 на общий ремонт автомобиля и $12 200 на регулярное плановое техническое обслуживание. Полная информация о сервисе Model S доступна здесь».
«Отчёт включает в себя сметные расходы на обслуживание в сравнении с Lincoln Town Car вместо Class S и Mercedes GL вместо Model X».
«По оценкам Tesloop, совокупные затраты на обслуживание Lincoln Town Car и Mercedes GL составляют около 88 500 долларов ($0,22/милю) и $98 900 ($0,25/милю) соответственно — при том же пробеге более 400 000 миль».
Нам было интересно узнать, как же так аккумулятор продержался всё это время. К сожалению, владельцы в действительности столкнулись с заменой батареи в Тесла. Причём дважды за 400 000 миль пробега автомобиля.
По каким причинам нужно делать в Tesla замену батареи?
Разберём на примере проекта Tesloop. Они дважды сталкивались с этой процедурой на протяжении 400 000 миль пробега.
1. Причина первой замены
Запись из сервиса: 194 000 миль, потеря ёмкости ~6%, дисбаланс.
«Обнаружен внутренний дисбаланс в аккумуляторной батарее из-за постоянной дозарядки на 100% от низкого уровня заряда, близкого к 0%, без каких-либо периодов отдыха между ними. Высоковольтная батарея рекомендована к замене. Также рекомендуем, чтобы клиент не использовал суперзарядку на регулярной основе и не заполнял батарею на 100% регулярно. Мы также рекомендуем клиенту использовать программу запланированной зарядки, чтобы начинать её через 3 часа после окончания поездки при низком уровне батареи».
2. Причина второй замены
Запись из сервиса: 324 000 миль, потеря ёмкости ~22%, проблемы в работе.
«Диагностика показала, что высоковольтная аккумуляторная батарея не работает должным образом. Сняли и заменили аккумуляторную батарею высокого напряжения на новую 90 кВт·ч. Установили обновлённую прошивку, чтобы обеспечить правильную связь. После завершения работы была проведена функциональная проверка, чтобы подтвердить устранение проблемы.».
На 400 000 милях оценка износа аккумулятора составляет ~10%.
***
Компания Tesla ведёт разработки по систематизации и унификации технологии замены аккумуляторов в течение 90 секунд. С этой технологией ни у кого из владельцев не возникнет с этим сложностей. Процедура будет максимально доступной для всех владельцев.
Пока же исследования подтверждают, что аккумуляторные батареи Tesla демонстрируют стабильную производительность на пробеге до 300 000 км. При этом потеря ёмкости составляет около 20%. Подробности в исследовании в журнале Nature, ссылку указали в начале статьи.

Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения ВКонтакте и a Телеграм.
Подпишитесь на нас. Узнавайте новости и научные факты об аккумуляторах и прогрессе в научных исследованиях. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» — заходите посмотреть.