Узнайте, всё ли нормально работает с аккумулятором большей ёмкости, если его ставят на автомобиль, не рассчитанный на увеличение «Ач».
Наука говорит ставить «можно» любую ёмкость.
Но как справляется генератор с увеличенным АКБ?
Мифы про: «Пусковые токи растут, недозаряд, сгорит ЭБУ»...
В интернете и в журналах, в комментариях пишут, почему нельзя ставить аккумулятор большей ёмкости:
- • проводка окислится и погорит;
- • генератор не сможет заряжать АКБ до конца;
- • аккумулятор всегда недозаряжен;
- • пусковой ток становится выше и повреждает электронный блок управления (ЭБУ);
- • стартер износится из-за более быстрого вращения на пусках с более высоким током.
Но так ли это на самом деле? Обратимся к науке, исследованиям и практике, чтобы посмотреть, какие последствия точно ждут автовладельца, а о чём беспокоиться не нужно.
Что будет на самом деле, если ставить аккумулятор большей ёмкости?
Предположим, производителем предусмотрена установка АКБ на 60 А·ч. Но в лотке умещается батарея увеличенного размера с ёмкостью 90 А·ч. И вы намерены такую поставить.
1. Совместимость
- • Напряжение у старой и новой батарей должны быть одинаковые;
- • пусковой ток не меньше штатного;
- • аккумулятору всё равно — установлен он в «Газель» или в «Оку», главное чтобы соответствовали напряжение бортовой сети и батареи (12 В или 24 В), а пускового тока было достаточно для стартера;
- • также учитывается полярность и размеры лотка, в котором должна поместиться новая батарея.
2. Дольше работает
- • Ёмкость 90 А·ч вместо 60 А·ч позволяет поместить больше заряда в АКБ;
- • следовательно она дольше удерживает заряд до того, как напряжение понизится до критических показателей (менее 12,2 В);
- • само напряжение снижается медленнее при саморазряде и нагрузках с заглушенным двигателем;
- • химические реакции растягиваются во времени из-за прибавки материала.
3. Электрохимические процессы и характеристики
- • Ток генератора (А) играет второстепенную роль в этом выборе, так как должен соответствовать не ёмкости батареи (А·ч), а максимальному потреблению на автомобиле;
- • номинальное значение тока генератора просчитано инженерами в проекте всей электрики конкретной модели автомобиля;
- • при замене АКБ потребляемый стартером ток не увеличивается (например, токовые клещи покажут 75-80 А на обеих при пуске);
- • поскольку и нагрузка не меняется, то важен учёт тока зарядки;
- • предельный зарядный ток на АКБ в среднем составляет 15-30 А, но становится больше с увеличением ёмкости;
- • аккумулятор забирает с генератора согласно закону Ома столько тока, сколько позволяет внутреннее сопротивление;
- • с увеличением ёмкости уменьшается внутреннее сопротивление;
- • электрохимический процесс взаимодействия электродов с электролитом становится масштабнее при изменении размеров;
- • при условии, если ток зарядки упирается в предельный (номинальный) ток генератора из-за нагрузки потребителями (холодильником, музыкой и т.п.), подзаряжать батарею 90 А·ч предстоит дольше, чем 60 А·ч;
- • обратите внимание, что речь именно о разряженной потребителями АКБ, так как стартер расходует одно количество энергии на запуск, а следовательно подзаряд последует одинаковый по времени на любой батарее;
- • и также равно по времени при наличии запаса номинального тока у генератора (так как АКБ большей ёмкости берёт больше зарядного тока).
4. Генератор справится, но ему может быть тяжело
- • Если генератор 80 А, а аккумулятор 90 А·ч — это не значит, что нужен генератор с номиналом тока на 10 А больше для дозарядки (ошибочное суждение в комментариях);
- • при установке аккумулятора нештатной ёмкости проверяется, насколько вырос зарядный ток и хватает ли номинала генератора для всех потребителей;
- • однако даже самый слабый автомобильный генератор способен зарядить аккумулятор на 100% любой ёмкости, будь там хоть 300 А·ч (просто это будет дольше);
- • любой исправный генератор зарядит совместимый аккумулятор любой ёмкости, но при нехватке номинала продлится это дольше.
5. Замена исправного генератора
- • Обычно замена исправного генератора не имеет смысла, как при незначительном увеличении АКБ (например, с 40 А·ч до 50 А·ч), так и при значительных изменениях (например, с 60 А·ч до 90 А·ч);
- • аккумулятор доберётся до максимальных возможностей генератора лишь на просадках напряжения АКБ ниже 35% на элемент, что является редкой ситуацией и некритичной в большинстве сценариев;
- • в любом случае следует проверять ток зарядки частично разряженной АКБ с одновременно включёнными потребителями в бортовой сети — выдерживает ли генератор такую нагрузку при 1200 оборотах двигателя;
- • замена исправного генератора на модель с большим током ускорит зарядку батареи увеличенной ёмкости при условии, что аккумулятор способен принять больший зарядный ток, чем остаётся после потребителей;
- • при добавлении второго АКБ рекомендуется* замена генератора с максимальным током на ~15-30 А больше, так как добавляется помимо ёмкости ещё один потребитель.
* - учитывается и способность преобразования генератором энергии от оборотов двигателя (обычно 1:3).

Когда имеет смысл поставить АКБ большей ёмкости?
Ставить аккумулятор большей ёмкости можно при следующих условиях:
- • состояние электрики и генератора исправное;
- • есть место для установки (ведь размеры больше);
- • нет электронной системы управления зарядом, в которую вносятся параметры батареи (напряжение, схема поддержания заряда, температура электролита, контроль зарядного тока и т.п.).
В условиях российских морозов дополнительная ёмкость АКБ немного сдержит саморазряд свинцово-кислотной электрохимической системы на автомобиле в морозы. По этой причине в странах с холодным климатом автоконцерны иногда предусматривают установку АКБ увеличенной ёмкости (самый известный пример — Renault Logan).
Увеличение ёмкости батареи сбережёт автономность после стоянок, если число потребителей в электрике автомобиля увеличили относительно штатных инженерных расчётов:
- • подключили автозвук (усилители или активный сабвуфер);
- • нагрузили бортовую сеть дополнительными приборами;
- • установили автохолодильник;
- • сделали апгрейд освещения;
- • лебёдка или внедорожные установки (например, «люстра»).
В прочих штатных ситуациях дополнительные ампер-часы бортовой электрической системе не требуются, разницы в её работе вы не заметите.
Эту статью мы подготовили в качестве подробного ответа на часто задаваемый нашими посетителями вопрос о замене автомобильного аккумулятора с меньшей ёмкостью на бОльшую. Сделать это можно, хотя и не всегда целесообразно. Лучше всего правильно пользоваться штатной АКБ, отслеживая её заряд.

Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.
Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.