Выбор города
Изменить
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Астрахань
Анадырь
Абакан
Барнаул
Благовещенск
Белгород
Брянск
Биробиджан
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Владикавказ
Владивосток
Великий Новгород
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Ижевск
Иваново
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Кызыл
Краснодар
Красноярск
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Курган
Курск
Липецк
Майкоп
Махачкала
Магас
Магадан
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Нарьян-Мар
Набережные челны
Омск
Оренбург
Орёл
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Пенза
Псков
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Сыктывкар
Симферополь
Саранск
Ставрополь
Самара
Саратов
Смоленск
Салехард
Сочи
Сургут
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Тольятти
Уфа
Улан-Удэ
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Черкесск
Чебоксары
Чита
Челябинск
Элиста
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Жодино
Кобрин
Лида
Минск
Могилев
Мозырь
Новополоцк
Орша
Пинск
Солигорск
Актау
Алматы
Атырау (Гурьев)
Байконур
Жанаозен
Караганда
Кокшетау
Костанай
Кызылорда
Нур-Султан
Павлодар
Петропавловск
Семей (Семипалатинск)
Талдыкорган
Тараз
Уральск
Усть-Каменогорск
Шымкент
  • Выберите город
  • Доставка
  • Организациям
  • Производство
  • Блог
  • Контакты
  • 8 800 555 86 57 Перезвонить мне
  • 8 800 555-86-57 Перезвонить мне
    Перезвоните мне
    Перезвоните мне

    Мы расскажем вам подробно о том, как правильно выбрать аккумулятор, как сохранить уровень зарядки...

    Наши менеджеры проконсультируют по любым интересующим вас вопросам
    Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Гарантия 12 месяцев Обмен и возврат без проблем Войти
Корзина 0 0 р

Ваша корзина

Нет товаров

Всего 0 р

Оформить заказ

Товар успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки
Продолжить покупки

Лихорадка Li-ion: как России извлечь выгоду, пока Запад «играется» в электромобили?

Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

Что нужно российскому производству аккумуляторов, чтобы занять передовые позиции в отрасли?


Импортозамещение — фундамент на пути дальнейшего развития энергетики. Страна ищет альтернативы американским и европейским технологиям.


Условия изменились уже в 2020-м году (COVID). Для мира в целом.


Перемены происходят во всех отраслях от транспорта и гаджетов до солнечных панелей и военной промышленности. И здесь в России мы с вами оказались свидетелями небывалого роста потребности в устройствах хранения энергии. Наступила так называемая аккумуляторная лихорадка XXI-го века.


Что такое «литий-ионная аккумуляторная лихорадка»?

Ещё называют «Аккумуляторный бум» [источник Royal Society of Chemistry].


Литий-ионная аккумуляторная лихорадка означает всплеск спроса за последние 2-3 года на перезаряжаемые элементы питания. В масштабах всей планеты требуется всё больше литий-ионных электрохимических систем (преимущественно LCO, NMC, LFP). Их поставляют для электроники и промышленных приложений вроде тяговых батарей электротранспорта.


  • • Рынок аккумуляторов с $36,35 млрд в 2019-м вырос до $60,39 млрд сейчас;
  • • по прогнозам достигнет $116,6 млрд к 2030-му;
  • • уже в 2023-м году расчётно каждый человек на Земле будет владеть более чем одним типом аккумуляторов.

[Источник цифр Markets and Markets].


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?
Основой Li-ion аккумуляторов является материал и технология изготовления катода.

Стремительное развитие отрасли даёт доступ обычным людям к более широкому ассортименту перезаряжаемых батарей и устройств с их применением. Происходит усиление и без того бурного технологического прогресса.


Имея больше доступных элементов питания, производители смогут создавать новые гаджеты и технологии, которые раньше были невозможны.


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

России нельзя терять время

Литий-ионные аккумуляторы играют ключевую роль в технологическом развитии всего мира. Так, в 2022-м году они обслуживают более 99% потребностей автоконцернов при создании электромобилей (EV) и 90% производителей бытовой электроники.


Больше всего элементов Li-ion производит Китай. Он приобретает экономические и стратегические преимущества от такого лидерства — например, на этих столпах вырос крупнейший в мире производитель литиевых батарей CATL.


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

Чтобы занять достойное место на фоне Поднебесной, российским производителям аккумуляторов предстоит создать собственную отечественную отрасль с локализованными цепочками поставок:


  • • начинать следует с ответственного поиска материалов и способов их переработки;
  • • пора прекращать стесняться требовать и поддержки у государства на развитие отечественного производства (в Китае не стесняются);
  • • нельзя чего-то ждать и зря терять время в деле спасения страны

Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

Почему Китай достиг успеха в аккумуляторах?

Китай обладает прямым доступом к более 80% позиций номенклатуры сырья, используемого в электрохимической промышленности под нужды электромобилей и потребительской электроники. Страна обрела превосходство за счёт скупки шахт по всему миру, включая богатый на кобальт африканский континент.


Государственные компании КНР и крупные инвесторы вкладывают средства расширение добычи полезных ископаемых. Инвестиции идут даже на их повторную переработку прямо там же в Африке и Южной Америке в пользу домашней китайской экономики.


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

Один из последних примеров — финансирование проектов альтернативы Панамскому каналу [видео источник CaspianReport и его перевод на русский The Curious].


Излишки Китай продаёт партнёрам — компаниям и дружественным странам, с которыми они связаны.


Политика Коммунистической партии Китая (КПК) так устроена, что их местные производители получают от государства гарантии более выгодных цен при закупке материалов производства. Иногда идёт речь даже об эксклюзивных поставках полезных ископаемых, которых нет ни у кого в мире.


Их развитая инфраструктура переработки (рециркуляции материалов) требует отдельного повествования. Полезные ископаемые в Китае извлекают из отработанной электроники и устройств, ещё больше снижая тем самым расходы производителей аккумуляторов.


Узнайте подробнее: «Почему Китай круче всех в аккумуляторах?»


Есть ли России подобные возможности организации крупного производства литий-ионных аккумуляторов? Ответ зависит от способности государства в ближайшее время переориентировать экспорт полезных ископаемых на обеспечение заводов внутри страны.


Российскому правительству понадобятся дополнительные программы стимулирования внутреннего производства. Они должны опираться на технологии переработки и реформы утилизации электроники.


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

Полезные ископаемые

Масштабно производить литий-ионные аккумуляторы реально при умеренных запасах лития, никеля и кобальта. На Австралию и Чили приходится большая часть добычи мирового лития. Переработку основного металла лития контролирует Китай.


В России неиспользованные запасы всех этих ресурсов одни из самых больших в мире [источник КоммерсантЪ].


У государства под ногами рабочий инструмент по уменьшению зависимости от иностранной валюты. Потребуется расширение отечественной разработки и переработки полезных ископаемых в богатых на ресурс регионах.


Оценки* запасов «аккумуляторных» полезных ископаемых в России от мировых (на 2022-й год):

  • кобальт — 0,25 млн т из 7,6 млн т мировых [PDF];
  • литий — 1 млн т из 22 млн т мировых [PDF];
  • никель — 7,5 млн т из 95 млн т мировых [PDF].

* - Оценки выполнены USGS по исследованным запасам и опубликованным официально сведениям.


В России ещё остаются неосвоенными трудноизвлекаемые запасы, проблемные месторождения, океанские и арктические территории [Доклад «Роснедра», 2021].


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

А если России сделать как Китай?

Можно было бы поступить также, как и Китай? То есть вложиться в горнодобывающую промышленность, укрепить отношения с Демократической Республикой Конго (ДРК). Ведь китайцы добились своих позиций именно благодаря снабжению кобальтом из ДРК.


Россия уже ведёт такие проекты. Подробная статья есть у «Российской Газеты» под авторством директора Института Африки Ирины Абрамовой [источник]. Примеры конкретных проектов и компаний, действующих от лица РФ в Африке приведены в издании «КоммерсантЪ» [источник].


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?
Ирина Абрамова, директор Института Африки.

В Африке больше всего мировых запасов кобальта. Но есть проблемы — риски из-за политической нестабильности, гуманитарных потрясений, волатильности цен.


Кобальт сегодня сложнее всего получать на международном рынке особенно, когда ваша страна под агрессивным воздействием внешнеэкономических ограничений — санкций. В цепочке производства литий-ионных батарей этот ресурс играет ключевую роль, так как используется в катодном материале.


Примеры успешного замещения кобальта в литий-ионной технологии есть. Больше всего в 2023-м году строят надежды на литий-железо-фосфатную электрохимическую систему (LiFePO4).


Главный недостаток изменения катода с кобальтовой NMC/LCO на железо-фосфатную LFP-химию заключается в уменьшении плотности энергии и в снижении напряжения на элемент с 3,7 В до 3,2 В. Этот недостаток удалось решить китайской компании Gotion H-Tech совместно с Volkswagen.


Они смогли улучшить характеристики LiFePO4-ячеек, подняв напряжение до 3,68 В и плотность хранения заряда со 160 Вт·ч/кг до 230 Вт·ч/кг. Для сравнения, у LCO/NMC-систем плотность колеблется между 150 и 265 Вт·ч/кг в зависимости от качества изделия и его материалов.


Российские аккумуляторы: как России извлечь выгоду из литий-ионной аккумуляторной лихорадки?

Что делать России с аккумуляторами?

Сейчас экономические условия стимулируют спрос на сами аккумуляторы в российской аккумуляторной промышленности, но не их производство внутри страны. Если Россия хочет увеличить внутреннее производство литий-ионных элементов, то необходимо решить несколько задач.


  • 1. Обеспечить поставки полезных ископаемых с внутренних месторождений (уже есть проекты);
  • 2. Использовать «запылившиеся» НИОКР, чтобы снизить зависимость от добычи;
  • 3. Прямо сейчас «лежат» готовые исследования и инновации (список), которые могут помочь уменьшить или устранить потребность в некоторых из наиболее проблематичных ресурсов (таких, как кобальт);
  • 4. Ввести политику реальной переработки полезных ископаемых, которая способна решить и другие проблемы (экологии);
  • 5. Требуется незамедлительное решение проблем реформы сбора отходов [о состоянии текущей «Мусорной реформы РФ», РБК Тренды, 2021];
  • 6. Россия должна создать унифицированные федеральные центры отправки бывшей в употреблении электроники переработчикам;
  • 7. Такие центры должны принимать аккумуляторы Li-ion, Li-Polymer, Ni-MH и Ni-Cd, которые сейчас сложно куда-то сдать (но можно).

Инвестиции в месторождения, извлечение и переработку полезных ископаемых — главные условия для создания доступной и независимой литий-ионной промышленности России. Весь секрет успеха Китая в аккумуляторной отрасли как раз скрыт в построении прочной цепочки поставок.


Но даже Китай не может достичь 100%-го импортозамещения производства аккумуляторов. Узнайте почему.


Если вам понравилась наша публикация, то рекомендуем ознакомиться с её материальной частью, опубликованной в интернет-журнале «Редкие зeмли» Гелием Борисовичем Мелентьевым, который стоял у истоков «литиевого бума» в СССР в конце XX века — статья «Литиевый потенциал России».


Логотип компании «Неовольт»

Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.


Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.



Оставить комментарий

Комментарий: *
Имя: *
E-mail: * (Не публикуется)
Вебсайт: (url сайта сhttps://)
Обязательные поля помечены *